Об ограничении конкуренции в сфере пассажирского автомобильного транспорта

Об ограничении конкуренции в сфере пассажирского
автомобильного транспорта в Москве

В Москве с июля месяца 2009г. Правительство Москвы в лице уполномоченного органа – Департамента транспорта и связи г.Москвы (далее – Департамент) осуществляет мероприятия по наведению порядка в сфере пассажирских автоперевозок.
Объектом указанных мероприятий стали автотранспортные предприятия и организации, осуществляющие перевозочную деятельность по межрегиональным и международным маршрутам.
Наведение порядка, согласно действиям Департамента, строится следующим образом: возле Казанского, Киевского и Павелецкого железнодорожных вокзалов, где ранее осуществлялись отправления автобусов по межрегиональным и международным маршрутам, Департаментом были огорожены шлагбаумами земельные участки общего пользования, находящиеся по адресам: Рязанский проезд, площадь Европы. На эти участки, не являющиеся собственностью каких-либо юридических или физических лиц, не находящиеся у них на правах аренды или иного ведения и имеющие целевое назначение для парковки автотранспорта, допускаются только определенные перевозчики. За это с них взимается плата. Другие автотранспортные предприятия и организации, работающие законно, без объяснения причин не допускаются к осуществлению перевозок.
Так, например, на земельном участке общего пользования, расположенном возле Казанского вокзала по Рязанскому проезду Департаментом транспорта и связи Москвы совместно с ОАО «РЖД», в рамках поручения Мэра Москвы от 09.07.2009г. №4-19-14098/9 были организованы автобусные маршруты, выполняемые на заказной основе автокомбинатами №2 и №4 ГУП «Мосгортранс». Не смотря на то, что данный земельный участок не находится в аренде у какого-либо юридического (физического) лица и должен использоваться для бесплатной парковки автотранспорта, он был огорожен в августе 2009г. сотрудниками ОАО «РЖД» и в результате этого был ограничен допуск на данное место всем автобусам, кроме автобусов ГУП «Мосгортранс». Причем, как «Мосгортранс», так и другие перевозчики выполняют заказные перевозки пассажиров, предусмотренные п.2 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и раздела III Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009г. N 112 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом", согласованных рейсов городских маршрутов от данного места не отправляется.
Распоряжением Префекта Западного административного округа от 24.03.2009г. №171-РП «Об упорядочении движения и парковки автотранспорта в районе площади Киевского вокзала», утверждено Положение о временном ограничении въезда автотранспорта в районе Киевского вокзала. Согласно этому Положению, въезд на площадь автобусов ограничивается, а выдача пропусков для въезда возложена на коммерческую организацию - ООО «СТ-Сторож», не являющуюся компетентным органом в организации дорожного движения и организации пунктов отправления и прибытия автобусов. ООО «СТ-Сторож», установившее шлагбаумы на земельных участках общего пользования, отведенных под парковку транспортных средств, препятствует проезду автобусов на данные участки, причем, по своему усмотрению, не имею прав аренды (собственности) земельного участка, ввел пропускной режим для определенного им круга перевозчиков, безосновательно отказывая в парковке автобусов других автотранспортных предприятий.
Вышеуказанные федеральные нормативные правовые акты, а также нормативные документы Москвы не запрещают осуществлять отправления автобусов по заказным маршрутам от любых, не запрещенных Правилами дорожного движения мест, одним из которых является привокзальная территория Казанского вокзала, регулирование данного вопроса не относится к ведению Департамента транспорта и связи Москвы.
В целях недопущения автобусов для осуществления перевозок от Казанского и Киевского вокзалов, Департамент транспорта и связи Москвы организует проверки их деятельности, направляя соответствующие обращения в Управление государственного автодорожного надзора по Москве, УГИБДД ГУВД г.Москвы, другие органы контроля и надзора.
Таким образом, Департамент транспорта и связи Москвы через правоохранительные, контрольные и надзорные органы препятствует осуществлению законной деятельности перевозчиков в интересах подведомственной ему организации – ГУП «Мосгортранс», ограничивая их допуск на рынок услуг. Аналогичной деятельностью занимается Префектура Западного административного округа г.Москвы.
Таким образом, орган государственной власти субъекта Российской Федерации - Департамент транспорта и связи Москвы и Префектура ЗАО г.Москвы осуществляют действия, которые приводят к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, а именно введено ограничение в отношении осуществления отдельных видов деятельности ряда перевозчиков (перевозка пассажиров по заказам), осуществляется необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами по перевозке пассажиров от незапрещенных мест, что является нарушением п.1, п.2 ст.15 Федерального закона Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».