Новости партнеров

Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

Профсоюз работников транспорта - МежрегионавтотрансВ сентябре 2009 года исполнилось 90 лет со дня образования профессионального союза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
История профсоюза неотделима от истории всего нашего государства и общества. За этот период профсоюз прошел трудный путь становления.
Зарождение профессионального движения рабочих транспорта связано с активизацией борьбы рабочего класса царской России за свое освобождение от гнета эксплуатации.
Наиболее влиятельной активной частью транспортных рабочих были грузчики. В 1905 году насчитывалось около 200 тыс. транспортных рабочих. Это была первая профессиональная организация транспортников, которая пользовалась огромным авторитетом. Союз усиленно проводил забастовки, Стачечное движение проходило, как правило, под лозунгом экономического характера, однако в ряде случаев выдвигались и политические требования.
Значительное влияние на сплоченность рабочих транспортников и рост их революционности оказали профсоюз шоферов в Москве и автомобильных техников в Петрограде, профсоюзы транспортников в Киеве, Одессе, Новороссийске и других городах.
Первый Всероссийский съезд профессиональных союзов, проходивший в январе 1918 года, провозгласил в качестве основного организационного принципа строительства профсоюзов лозунг: "Одно производство - один профсоюз", то есть объединение в профессиональные союзы не по принципам профессии и специальности, а по месту работы. Работающие на одном предприятии объединялись в один профсоюз.
Перестройка, объединение профсоюзов транспортников по производственному принципу проходили параллельно с попытками профессионального объединения транспортников в масштабе страны.
В январе 1918 года по инициативе Петроградского союза шоферов был созван Всероссийский съезд шоферских союзов и автомобильных частей фронта и тыла.
Немалую роль в создании профсоюза сыграли московские транспортники, объединившиеся в один союз в 1919 году.
В марте 1919 года состоялось Всероссийское совещание транспортников, которое обсудило вопросы, связанные с предстоящим съездом и избрало оргбюро по его созыву.
I съезд транспортных рабочих начал свою работу 12 сентября 1919 года.
18 сентября 1919 года съезд избрал Центральный комитет профсоюза в составе 15 человек. Именно этот день принято считать днем основания профсоюза автотранспортников.
Председателем Центрального комитета ВПСТР (Всероссийского производственного союза транспортных рабочих) избирается Садовский Андрей Дмитриевич, который неоднократно переизбирался на съездах и руководил профсоюзом до 1927 года.
В октябре 1920 года состоялся II Всероссийский съезд транспортников. Съезд констатировал: «Организационное строение союза в основном можно считать законченным».
Таким образом, на повестке дня стояла новая сложная задача – создание самостоятельной отрасли автомобильного транспорта, вопросы хозяйственного строительства.
Без решения этой основной задачи нельзя было решать вопросы улучшения материального положения членов профсоюза, охраны их труда, повышения культурного уровня.
Начиная со II Всероссийского съезда профсоюза, в течение целого ряда лет на всех съездах и конференциях, на всех пленумах наряду с вопросами зарплаты, охраны труда и культпросветработы неизменно рассматривались вопросы строительства хозяйства местного транспорта, проверялась деятельность хозяйственных органов и намечались перспективы их дальнейшей работы.
Во исполнение решений II съезда, рассмотревшего вопрос «О значении местного транспорта и его организации», была проведена большая работа против распыления транспорта по различным отраслям.
Состоявшийся в мае 1923 года IV Всероссийский съезд профсоюза принял решение о необходимости создания в стране собственного автомобилестроения. Это решение профсоюзом было принято еще до начала индустриализации страны.
Одним из основных направлений работы в тот период была борьба с неграмотностью. IV съезд профсоюза, обсудив этот вопрос, призвал все организации «придать работе по ликвидации неграмотности ударный характер», считать эту задачу самой неотложной, боевой задачей дня.
Ставится задача, чтобы каждый грамотный член профсоюза обучил одного неграмотного. И работа дала свои плоды. Если в 1921г. среди общей массы транспортных рабочих было 43 процента неграмотных, то в 1922г. их стало 37 процентов, а к V съезду профсоюза в 1924г. – 8 процентов.
Уже сразу после создания профсоюза его Центральному комитету пришлось вплотную заняться условиями труда рабочих. Эта работа охватывала широкий круг вопросов, начиная от разработки правовых норм законодательства о труде до выполнения функций получения и распределения по предприятиям производственной и специальной одежды, средств защиты, мыла и т.д.
Шли годы. Наступили непростые для профсоюзов и всего общества – тридцатые.
Последствий административно-командных методов руководства, необоснованных преобразований не удалось избежать ни отрасли автомобильного транспорта, ни профсоюзу автотранспортников.
В сентябре 1934 года в целях приближения руководства профсоюза к местам производственного управления он был разукрупнен на три самостоятельных: профсоюз шоферов Москвы и Ленинграда, профсоюз шоферов Юга, профсоюз шоферов Востока.
В 1940г. профсоюзы шоферов были переименованы в профсоюзы рабочих автомобильного транспорта Центра, Юга и Востока. Центральные комитеты профсоюзов размещались соответственно в Москве, Харькове и Новосибирске.
В тридцатые годы одним из главных направлений в деятельности профсоюза является мобилизация трудящихся на осуществление социалистических преобразований. Зарождаются инициативы новаторов и передовиков производства. Так, с 1935г. развернулось патриотическое движение шоферов за увеличение норм межремонтных пробегов автомобилей. Его инициаторами выступили шофер автоколонны № 24 Ростовской области И.И. Мальцев с двумя сменщиками. Кстати, в последствии он был избран председателем Ростовского обкома профсоюза. Их автобус ЗИС-8 без серьезного ремонта прошел более 300 тыс. км, в то время как по существовавшим нормам пробег этого автобуса составлял до среднего ремонта 30 тыс. и до капитального – 60 тыс. км.
Движение, начатое И.И. Мальцевым и его последователями, получило название движения «стотысячников». Вступая в соревнование, шоферы брали обязательство пройти за счет качественного содержания автомобиля без капитального ремонта 100 тыс. км и больше. Отсюда и название – «движение стотысячников». В дальнейшем появились «двухсот»-, а затем «трехсоттысячники» и «пятисоттысячники».
Движение за увеличение норм межремонтных пробегов быстро распространилось по всем автохозяйствам страны.

Начавшаяся Великая Отечественная война круто изменила жизнь страны. Осуществлялась решительная перестройка народного хозяйства на военный лад. Работа всех государственных и общественных организаций была подчинена одной цели – мобилизации всех сил на борьбу с врагом.
Профсоюз рабочих автомобильного транспорта развернул работу по мобилизации трудящихся на строительство оборонительных рубежей под Минском, Ленинградом, Киевом, Ростовом, Харьковом, Москвой. В автохозяйствах создавались отряды народного ополчения.

После изгнания в 1944г. врага из пределов Родины мобилизующая деятельность профсоюзных организаций была направлена на восстановление разрушенного народного хозяйства, постепенный перевод автомобильного транспорта на мирные рельсы.
Учитывая то, что разделение автотранспортников страны в течение долгих десяти лет на три профессиональных союза не позволяло проводить единую политику, создавало трудности в решении многих вопросов, на повестку дня встала важная организационная задача - объединение профсоюзов рабочих автомобильного транспорта Центра, Юга, Востока в единый профсоюз.
В 1944 году совместный пленум центральных комитетов трех профсоюзов принял решение об объединении. К этому времени имелось 11 республиканских, 5 краевых, 29 областных комитетов и насчитывалось более 90 тысяч членов профсоюза.
Созыв I съезда объединенного профсоюза стал возможен только в октябре 1947г.
Этот съезд определил основные направления деятельности профсоюзных организаций, в том числе и в дальнейшем развертывании социалистического соревнования. К концу 1947г. в него включилось около 90 процентов рабочих. Получило дальнейшее развитие соревнование водителей за увеличение межремонтного пробега, к концу 1948г. в нем участвовало более 20 тыс. водителей. Выдающихся успехов в этом соревновании достигли водители бригады Я.И. Титова из 1-го автобусного парка г. Москвы. Он же выступил инициатором соревнования за экономию, которое получило большое распространение среди автотранспортников во всех регионах страны. Бригада Якова Ивановича Титова, применив целый ряд усовершенствований, добилась значительных успехов в экономии бензина. Сам инициатор в 1950 году был удостоен Государственной премии СССР. В 1982 г. Центральным комитетом профсоюза учреждена премия советских профсоюзов имени Титова, которая ежегодно присваивалась десяти автотранспортникам, добившимся наиболее высоких результатов в социалистическом соревновании, за проявленную инициативу и новаторство.
В 1947 г. на предприятиях автомобильного транспорта, как и в других отраслях народного хозяйства, возобновляется заключение коллективных договоров. Они становятся важным хозяйственным документом, повышающим ответственность хозяйственных руководителей и комитетов профсоюза за улучшение производственных, социально-бытовых условий и культурного обслуживания работающих.
В 1953 году строительство и эксплуатация автомобильных дорог были переданы в ведение республиканских министерств, которые стали называться министерствами автомобильного транспорта и шоссейных дорог.
В этом же году после упразднения профсоюза рабочих и служащих шоссейного и гидротехнического строительства почти все дорожные организации вошли в профсоюз рабочих автомобильного транспорта, который после этого стал называться профсоюзом рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог. В 1957 году профсоюз объединяется с профсоюзом работников связи.
Начиная с 1959 года Центральным, республиканскими, краевыми и областными комитетами профсоюза, первичными организациями проводится большая работа по переводу трудящихся на семичасовой рабочий день и упорядочению зарплаты.
С середины шестидесятых годов заботой профсоюза стало распространение новой системы планирования и экономического стимулирования. Обучение, подготовка методических рекомендаций, оказание практической помощи, пересмотр практики организации социалистического соревнования с целью достижения высоких экономических показателей - эти и другие принимаемые профсоюзом меры способствовали распространению новой системы. К концу 1967 года около 600 автопредприятий успешно работали по ней. Опыт работы профсоюзных организаций автокомбината №1 Главмосавтотранса и Ленинградского автохозяйства №1108 получил одобрение Секретариата ВЦСПС и Президиума ЦК профсоюза и был рекомендован для широкого распространения.
В январе 1968 года на очередном съезде профсоюза было принято решение о разукрупнении профсоюза на два самостоятельных - профсоюз работников связи и профсоюз рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог.
После разукрупнения профсоюз объединял в своих рядах 2465 тыс. членов, или 95,5 процента от общего числа работающих.
С этого времени количественный рост профессионального союза осуществлялся только за счет развития отраслей автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, более полного охвата трудящихся профсоюзным членством.
Значительными вехами на пути профессионального союза стали его очередные съезды, определившие текущие и перспективные задачи на соответствующий период.
Январь 1972г. XII съезд профсоюза призвал профсоюзные организации к дальнейшему развитию социалистического соревнования, осуществлению научно-технического прогресса, повышению эффективного производства и ускорению роста производительности труда.
Февраль 1977г. XIII съезд профсоюза счел важнейшей задачей профсоюзных организаций и их комитетов мобилизацию трудящихся на выполнение заданий пятилетки путем повышения эффективности производства и качества работы.
Февраль 1982г. XIV съезд профсоюза определил конкретные задачи по повышению уровня производственно-массовой и экономической работы, решению вопросов охраны труда, медицинского обслуживания, трудового и нравственного воспитания трудящихся.
9-10 января 1987г. в Колонном зале Дома союзов проходил очередной XV съезд профессионального союза рабочих автомобильного транспорта и шоссейных дорог. Делегаты выработали основные направления перестройки деятельности профсоюза, всех его организаций. В это время профсоюз объединял 14 тысяч первичных организаций, около 4 миллионов автомобилистов и дорожников.
Первостепенное значение Центральный комитет профсоюза придавал комплексу задач, связанных с работой отраслей в условиях полного хозрасчета и самофинансирования. Обучение широких масс трудящихся основам конкретной экономики, распространение новых экономических методов, новых форм самоуправления, предусмотренных Законом о государственном предприятии (объединении) были основными производственно-экономическими задачами профсоюза.
Профессиональный союз, его органы на местах, выполняя решения съезда, усилили требовательность в области улучшения охраны труда, здоровья тружеников, соблюдения трудового законодательства, решения жилищных вопросов.
Благодаря созданной в семидесятые - восьмидесятые годы материальной базе социальной сферы, члены профсоюза имели в своем распоряжении более 600 пансионатов и домов отдыха, 58 санаториев-профилакториев, 250 пионерских лагерей, более 3,5 тыс. здравпунктов. Многие предприятия могли гордиться отличными центрами здоровья.
Разработка и реализация программы "Здоровье" под контролем доверенных врачей ЦК профсоюза способствовала снижению общей и профессиональной заболеваемости в отраслях.
Расширялась сеть спортивных сооружений и площадок.
В отраслях рождались спортивные коллективы, получившие широкую известность в большом спорте. Это команды хоккеистов "Спартак" автокомбината №1 г.Москвы, "Автомобилист" г.Свердловска, волейболисты ленинградского "Автомобилиста", футболисты команды "Красная Пресня" 7-го таксопарка г.Москвы и другие.
С 1971 года стали проводиться Всесоюзные конкурсы профессионального мастерства водителей автомобилей.
Укреплялись международные связи профсоюза. Центральный комитет поддерживал контакты с более чем с 180 родственными профсоюзами из 78 стран мира и с 5 международными объединениями. Профсоюз - член Международного объединения профсоюзов (МОП) работников транспорта, постоянный сопредседатель общеевропейских семинаров, участник азиатских и других международных отраслевых профсоюзных семинаров, совещаний и конференций.
Задачи, которые поставила перед профсоюзами перестройка, предъявляли новые высокие требования к уровню организаторской работы комитетов профсоюза всех уровней.
Благодаря настойчивости комитетов профсоюза, Центрального комитета было принято решение об установлении пенсий на льготных условиях водителям городского пассажирского транспорта.
Удалось добиться включения в новые списки, дающие право на льготное пенсионное обеспечение водителей автомобилей, занятых на транспортировке горной массы, машинистов, укладчиков асфальтобетона, ремонтировщиков резиновых изделий, занятых на вулканизации, электросварщиков на автоматических и полуавтоматических машинах. Приобрели право на льготное пенсионное обеспечение независимо от ведомственной подчиненности вулканизаторщики, маляры, аккумуляторщики. Распространено также право на льготное пенсионное обеспечение на асфальтобетонщиков, варильщиков битума, битумщиков, машинистов автогудронатора, занятых на ремонте автомобильных дорог.
Была достигнута договоренность с Госкомтрудом о расширении норм бесплатной выдачи спецодежды для водителей автобусов, занятых в районах Крайнего Севера.
Резко меняющаяся политическая и экономическая обстановка в стране требовали от профсоюза структурных изменений и постоянной корректировки действий.
В октябре 1990 года на XVI съезде профсоюза принимается Декларация об образовании Всесоюзной Федерации профсоюзов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, которая впоследствии была реформирована в Международное объединение профсоюзов.
В феврале 1990 года были созданы Российская республиканская профсоюзная организация и Российский республиканский Совет председателей краевых и областных комитетов профсоюза рабочих автомобильного транспорта и дорожного хозяйства.
Профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Российской Федерации создан 28 сентября 1990 года на I съезде профсоюза, который принял Устав профсоюза, программные документы, определяющие его дальнейшую деятельность.
Становление российского профсоюза проходило в условиях бурных перемен в общественной и политической жизни страны. За прошедший период автомобилисты и дорожники, как и все население России, испытали на себе все тяжести социально-экономического спада.
В этих сложных условиях профсоюз не распался, выжил и находит свое место в защите социально-экономических интересов автомобилистов и дорожников.
24 января 1996 года состоялся II съезд профсоюза, на который было избрано 147 делегатов от всех территориальных организаций профсоюза.
Съезд заслушал доклад председателя ЦК профсоюза В.И.Мохначева "Отчет о работе ЦК профсоюза и задачах профсоюзных организаций по защите трудовых, профессиональных и социально-экономических прав и интересов работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства", принял соответствующее постановление, внес изменения и дополнения в Устав профсоюза, сформировал Центральный комитет профсоюза, избрал ревизионную комиссию профсоюза. Председателем ЦК профсоюза избран Мохначев В.И.
В своей деятельности после съезда Центральный комитет профсоюза прежде всего прилагал усилия на укрепление сплоченности рядов профсоюза и единства действий его структурных подразделений, последовательное и настойчивое отстаивание законных прав и интересов человека труда, его охраны и безопасности, защиты здоровья работников и их социального обеспечения.
В связи с проведением рыночных реформ, приватизацией и разгосударствлением автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, появлением новых видов собственности стали изменяться и функции профсоюза. На первый план выходят задачи защитительного характера. Время требовало изменения взаимоотношений с государственными органами и работодателями.
24 января 2001 года состоялся III съезд профсоюза, который определил первоочередные задачи, стоящие перед профсоюзом, одобрил Программу действий профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства на 2001 – 2005 годы.
25 января 2006 года на IV съезде профсоюза утверждена программа действий профсоюза на очередной период, утверждена новая редакция Устава профсоюза, избраны руководящие органы профсоюза. Съезд избрал Председателем профсоюза Мохначева Виктора Ивановича, Заместителем председателя профсоюза Ломакина Владимира Владимировича.
Свой стратегический курс ЦК профсоюза связывает с развитием социального партнерства. В условиях становления рыночных отношений в отраслях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства социальное партнерство между работниками, работодателями и государством как на уровнях федеральном, субъектов Российской Федерации, муниципальном, так и на уровне предприятий получило качественное развитие.

Председатель Центрального комитета профсоюза в течение длительного времени являлся членом Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, постоянное внимание уделял вопросам подготовки, заключения и реализации Генерального соглашения, проявляя настойчивость в осуществлении современных решений по ключевым социальным проблемам.
Развивается взаимодействие профсоюза с органами власти по вопросам разработки и принятия нормативных правовых актов, связанных с социально- трудовыми вопросами.
ЦК профсоюза согласовывает тарифно-квалификационные характеристики работ и различных профессий, принимает активное участие в определении особенностей режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, трамвая и троллейбуса, утверждаемых Министерством транспорта Российской Федерации.
Отстаивая право работников отраслей на забастовку, ЦК профсоюза принял активное участие в определении Минимума необходимых работ при проведении забастовки на транспортных и в дорожных предприятиях.
Значительное внимание ЦК профсоюза уделял вопросам обеспечения своевременной выплаты заработной платы работающим.
Вопросы сокращения долгов по заработной плате, другие важнейшие вопросы рассматриваются совместно работодателями и их объединениями и профсоюзными организациями.
Неоднократно принималось участие в парламентских слушаниях, организованных различными комитетами Госдумы.
Новым шагом в развитии социального партнерства явилось заключение Соглашения между Минтрансом России и ЦК профсоюза в октябре 1998 года.
Аналогичные соглашения о социальном партнерстве и о сотрудничестве заключены профсоюзом с Федеральным дорожным агентством (Росавтодор) и Российским автотранспортным союзом.
Основными документами социального партнерства стали Отраслевые соглашения и коллективные договоры.
Если первые соглашения заключались между ЦК профсоюза и представителями работодателей - концернами "Росавтотранс" и "Росавтодор", то с 1992 года их участником стало Правительство России, а с выходом Закона РФ "О коллективных договорах и соглашениях" - федеральный орган: Министерство труда России. Главный упор в соглашениях делался на улучшении организации хозяйственной деятельности в отраслях и на предприятиях.
Позднее Отраслевыми соглашениями определялись конкретные трудовые нормы, минимальные гарантии для работников отраслевых предприятий.
Благодаря твердой и настойчивой позиции ЦК профсоюза размер отраслевых минимальных тарифных ставок значительно превышал законодательно устанавливаемый уровень минимальной оплаты труда в стране.
К 2008 году ЦК профсоюза постоянно заключает 3 отраслевых соглашения на федеральном уровне:
для работников автомобильного и городского наземного пассажирского транспорта;
для работников дорожного хозяйства;
для работников транспортного строительства (совместно с Российским профсоюзом железнодорожников и транспортных строителей).
Получили распространение региональные и территориальные отраслевые соглашения, которые заключены примерно в 40 % регионов.
Более чем 90 % предприятий имеют коллективные договоры.

Массовые акции протеста утратили характер исключительного явления и прочно вошли в практику действий профсоюзных организаций при отстаивании прав и интересов членов профсоюза.
Первой ощутимой демонстрацией единства и силы профсоюза стали коллективные действия членских организаций профсоюза в мае 1992 года против проводимой правительством политики, ведущей к развалу отраслей. Своими решительными действиями профсоюз заставил правительство сесть за стол переговоров и принять соответствующее постановление о государственной поддержке автомобилистов и дорожников. Этим было положено начало социальному партнерству профсоюза с правительством.
К организации Общероссийских акций протеста профсоюз прибегал неоднократно. В 2000 году по всей стране организациями профсоюза были проведены митинги и пикетирования зданий органов власти в связи с неудовлетворительным положением предприятий городского пассажирского транспорта.
В 2002 году по призыву профсоюза поднялась вся общественность дорожной отрасли России, протестовавшая против планов Правительства, приводящих к изменению источников и сокращению размеров финансирования дорожной отрасли.
В 2005 году профсоюзом совместно с объединениями работодателей, общественными организациями на транспорте была организована Общероссийская акция протеста против роста цен на топливо.
Участниками акции было принято Заявление в адрес Правительства РФ с требованиями: ввести государственный контроль над стоимостью топлива, реализуемого на внутреннем рынке; обеспечить снижение цен на топливо до уровня, соответствующего развитию экономики России и уровню доходов населения; разработать и ввести механизм компенсации автопредприятиям их дополнительных расходов, вызванных ростом цен на автомобильное топливо.
Общероссийскую акцию протеста профсоюза «Нет - росту цен на топливо!» поддержали Федерация Независимых Профсоюзов России, практически все общероссийские профсоюзы, региональные объединения организаций профсоюзов.
Получена поддержка ряда зарубежных и международных организаций профсоюзов.
В 2007 году профсоюз совместно с Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков провел публичные мероприятия в знак протеста против ущемления прав автопредприятий, международных автомобильных перевозчиков, ограничения эксплуатации транспортных средств, приобретенных в соответствии с льготами Особой экономической зоны в Калининградской области.
В 2008 году профсоюз стал инициатором Общероссийской акции протеста, которая проведена по решению Ассоциации профсоюзов транспорта и связи Российской Федерации. К акции протеста присоединились большинство организаций общероссийских профсоюзов, региональных объединений организаций профсоюзов в субъектах Российской Федерации. Акция была поддержана Координационным комитетом солидарных действий Федерации Независимых Профсоюзов России, объединяющей 43 российских профсоюза, Международной Федерацией транспортников, всеми отраслевыми объединениями, действующими на автотранспорте и в дорожном хозяйстве.

По состоянию на 01.01.2008 год профсоюз объединяет 75 территориальных организаций профсоюза, почти 3 тысячи первичных профсоюзных организаций предприятий автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ с общей численностью членов профсоюза около 500 тысяч человек
Среди членов профсоюза 28,1% женщин, 19% молодых работников до 35 лет, 5,3% учащихся учебных заведений
В 2007 году в профсоюз было принято 24312 человек, в том числе 9790 чел молодежи.
В настоящее время в отраслях автомобильного транспорта и дорожного хозяйства профсоюзным членством охвачено 75,8% работающих.
 

 


Дата создания: 13.03.2010 11:43

ИП Юнусов М.Р. »

Комментарии

ФИО Нестеренко Александр Леонидович 25.04.2012 20:26
А как же водители троллейбусов,трамваев, кондукторов, профсоюз у нас это фикция, сбор денежных средств, а не защита работников горэлектротранса. Нас могут наказать премией по любому поводу, а так же и уволить без согласия профсоюза. значит нужен другой профсоюз!!!!

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Архив новостей партнеров »