Обращение Семину Ю.Ю. №4

Прокурору города Москвы
Семину Ю.Ю.


Уважаемый Юрий Юрьевич!

Правительством Москвы вынесен на обсуждение проект закона г.Москвы «О транспортном обслуживании населения на автомобильном и наземном электрическом транспорте в городе Москве».
Специалисты Ассоциации "Объединение региональных автотранспортных предприятий и перевозчиков - Межрегионавтотранс", занимающейся защитой интересов перевозчиков, провели анализ предлагаемого проекта закона, и пришли к следующим выводам.
Статья 1: в данной статье не определено понятие «недобросовестный перевозчик».
Пункт 4 статьи 3: пункт декларирует обеспечение равных условий доступа и работы на рынке транспортного обслуживания населения, однако, конкурсная процедура допуска перевозчиков может при определенных условиях исключить доступ одних в интересах других участников транспортного рынка. Использование механизма саморегулируемых организаций снизил бы вероятность конъюктурного воздействия реально создал систему равного доступа, регулируемого экономическими, а не административным мерами.
Статья 7: в данной статье определены обязанности перевозчика, но не обязанности руководителей объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалов, автостанций, автобусных парков), например, обязанность следить за предрейсовым осмотром водителей, предрейсовом осмотром транспортных средств перед выходом на линии, не предусмотрены вопросы транспортной безопасности, предусмотренные в Федеральном Законе «О транспортной безопасности».
Статья 8: статья охватывает не только внутригородские перевозки, но и межобластные и международные, начинающиеся (оканчивающиеся) в Москве. Соответственно, не проработан вопрос прав пассажира, пользующегося услугами таких объектов транспортной инфраструктуры, как автовокзал (автостанция), мобильный пункт продажи билетов, информационно-кассовый портал.
Пункт 1 статьи 11: размещение и обустройство объектов транспортной инфраструктуры по согласованию с уполномоченным органом (Департамент транспорта и связи Москвы) и префектурой. В случае с размещением, предусмотренных Постановлением Правительства Москвы от 25.04.2006г. №274-ПП мобильных пунктов продажи билетов и информационно-кассовых порталов, которые также являются объектами транспортной инфраструктуры – уполномоченный орган Межведомственная комиссия по потребительскому рынку.
Статья 13: определяет организацию маршрутов регулярных перевозок, однако не конкретизирует вид данных перевозок, определенный в статье 19 Устава автомобильного транспорта, а именно:
Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа
1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.
2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования.
3. Регулярные перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:
1) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок;
2) перевозки с посадкой и высадкой пассажиров в любом не запрещенном правилами дорожного движения месте по маршруту регулярных перевозок.
Статья 14: определяет организацию маршрутов регулярных перевозок, эксплуатируемых с применение тарифов, установленных перевозчиками. В статье предусмотрена конкурсная процедура допуска, в пункте 4 статьи 14 определяются требования к перевозчикам. Вместе с тем, как показывает практика, недобросовестный перевозчик может представить на конкурсную комиссию документы на транспортные средства, не соответствующие действительности, в полномочия конкурсной комиссии и уполномоченного органа не входит вопрос установления подлинности документов, соответствия действительности заявленных в них данных и т.д., поэтому наличие предусмотренных в ст.14 перечня документов не отразит реальные качественные и количественные характеристики перевозчика, и не позволит предоставить услуги требуемого качества, соответственно, эта норма закона неэффективна.
Заключение договора об организации регулярных перевозок без проведения конкурса возможно если предусматривается осуществление регулярных перевозок, осуществляемых с применением тарифов, установленных, по новому маршруту, открытому по предложению лица, претендующего на осуществление соответствующих перевозок.
Уполномоченный орган Москвы организуют посредством размещения государственных, муниципальных заказов регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, утверждаемых органами государственной власти Москвы, органами местного самоуправления, и предоставлением преимуществ по провозной плате, в том числе права бесплатного проезда, установленных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами Москвы, обеспечивающих доступность транспортных услуг для населения. В этом случае должна работать конкурсная процедура.
Статья 15: определяет Реестр недобросовестных перевозчиков.
Само понятие «недобросовестных перевозчиков» не определено законодательно и является дискриминационным. Юридическое лицо (индивидуальный предприниматель), имеющее необходимую разрешительную документацию (лицензию на право пассажирских перевозок, путевой лист установленного образца, заполненный соответствующим образом, талон технического осмотра ГИБДД, свидетельство о регистрации транспортного средства, паспорт маршрута, согласованный в установленном порядке) не может ограничиваться в праве допуска к регулярным перевозкам, даже если он привлекался за нарушение нормативных правовых актов в сфере транспорта. Если в законном порядке перевозчик был привлечен к ответственности, в результате которой у него была аннулирована, например, лицензия, согласование паспорта маршрута и т.д., т.е. у него отсутствует необходимый для участия в конкурсе пакет документов, тогда он может не быть допущен к конкурсу. В случае если перевозчик устранит недостатки и нарушения, за которые он был привлечен к ответственности, он будет считаться на законных основаниях добросовестным перевозчиком и не может быть дискриминирован в виде внесения в предлагаемый Реестр и, соответственно, не может быть ограничен в доступе к конкурсу. Пункт 6 статьи 14 и всю статью 15 необходимо исключить.
Пункт 1 статьи 16 следует исключить, т.к. федеральным законодательством, в том числе Уставом автомобильного транспорта и приказами Минтранаса РФ не подразумевается вопрос выбора перевозчика органами исполнительной власти и нарушает принцип свободного предпринимательства и необоснованного вмешательства органов власти и управления в хозяйственную деятельность субъекта.
В настоящее время федеральным законодательством не определен прядок согласования межрегиональных маршрутов, однако, Министерством транспорта РФ в целях обеспечения безопасности перевозок, повышения культуры и качества обслуживания пассажиров, создания цивилизованного рынка транспортных услуг, упорядочения процедуры открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации (межобластных, межкраевых, межреспубликанских), установления единых подходов, процедур взаимодействия, последовательности и сроков выполнения работ, связанных с открытием этих маршрутов, принят 14.08.2003г. приказ №178, внесенный в реестр Министерства юстиции РФ (№5044 от 04.09.2003г.). Данный нормативный правовой акт утверждает Порядок формирования сети регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации. Согласно Порядку, инициаторами открытия регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации могут выступать юридические и физические лица. К перевозкам пассажиров по регулярным маршрутам между субъектами Российской Федерации допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие соответствующие лицензии. Для решения вопросов по открытию регулярного маршрута перевозчик разрабатывает: схему маршрута в виде графического условного изображения, с указанием остановочных пунктов, расстояний между ними, а также характерных ориентиров (развилок дорог, перекрестков, железнодорожных переездов, мостов, тоннелей и т.д.), расписание движения автобусов на маршруте в виде таблицы с указанием местного времени прибытия и отправления автобусов по каждому остановочному пункту, размер платы за проезд и провоз багажа, график работы водителей на маршруте с указанием времени и пунктов внутрисменного и межсменного отдыха. Данный перечень исчерпывающий и не предусматривает иных условий. Согласно Порядку, органы исполнительной власти субъекта федерации проводят экспертизу предоставленных перевозчиков документов и принимают аргументированное решение о согласовании паспорта маршрута либо отказывают в согласовании, но не определяют того или иного перевозчика, которые будут осуществлять перевозки по данным маршрутам.
Статью 16 надо изложить в формате Приказа №178, который, по нашему мнению, наиболее подходит для перевозчиков и соответствует понятию «антикоррупционного содержания».
Пункт 4 статьи 16: любой межсубъектный маршрут согласуется в органах исполнительной власти двух субъектов Федерации, которые соединены данным маршрутом. Поэтому во избежание двойной нумерации межсубъектных маршрутов было принято решение создать реестр межсубъектных маршрутов в Министерстве транспорта РФ, который и ведет необходимый учет по получению согласованных в субъектах федерации паспортов маршрутов. Следовательно, пункт 4 надо изложить в следующей редакции: «сведения о межсубъектных маршрутах регулярных перевозок направляются в Министерство транспорта РФ для включения в соответствующий реестр».
Статья 17: для согласования мест отправлений автобусов по международным маршрутам можно руководствоваться требованиям Приказа №178, а именно пункт 12 «Отправление (прибытие) автобусов регулярных маршрутов между субъектами Российской Федерации производится, как правило, с автовокзалов (пассажирских автостанций), а также с мест, специально отведенных для этих целей исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации и соответствующим образом оборудованных». Статью 17 можно объединить со статьей 16, при условии, если статья 16 будет изложена в предлагаемом нами формате.
Статья 18: организация перевозок пассажиров по заказу определяется ст.27 Устава автомобильного транспорта (Федеральный закон) и п.89 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (Постановление Правительства РФ). В указанных федеральных нормативных правовых актах дается исчерпывающий перечень обязательных условий договора фрахтования. Согласно ст.28 Устава маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования, если иное не установлено законом, а Федеральным законом, которым является Устав, не установлено согласование маршрута перевозки пассажиров по заказам. И предлагаемые пункты 2 и 3 не соответствуют федеральному законодательству.
Многие статьи предлагаемого закона содержат ссылку на Правила организации перевозок пассажиров, которые не разработаны и не утверждены в соответствующем порядке. В настоящее время действуют Правила организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденные Приказом Минтранса РСФСР от 31 декабря 1981г. N200.
Таким образом, по нашему мнению:
1. Предлагаемый проект закона создает дополнительные административные барьеры для малого и среднего бизнеса, представителями которого является подавляющее большинство автотранспортных предприятий и организаций, что не соответствует общей тенденции по поддержке малого и среднего предпринимательства, декларируемого Президентом РФ, а также Городской целевой программой развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Москве на 2010-2012 г.г.
2. Ряд норм проекта закона противоречат требованиям Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», где определяется уведомительный порядок ведения некоторых видов деятельности, в т.ч. п.п.6 п.2 ст.8 - предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей), который вступил в силу с 01.07.2009г.
3. Проект закона не проработан на так называемую антикоррупционную составляющую, т.е. некоторые положения закона позволяют лицам, определяющим порядок доступа к конкурсу и конкурсные условия путем различных ухищрений влиять на результат конкурса в интересах определенных перевозчиков.
4. Предлагаемый законопроект повлияет на ограничение допуска на рынок мелких и средних добросовестных перевозчиков из-за невозможности конкурировать с такими автотранспортными предприятиями, как, например, ГУП г.Москвы «Мосгортранс». В предлагаемом проекте закона не учтены положения Федерального закона от 01.12.2007г. №315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» в части, касающейся взаимоотношений между участниками транспортного сектора и органами власти и управления г.Москвы.
5. Рассматриваемый закон г.Москвы не соответствует действующему в настоящее время федеральному законодательству в сфере транспорта, так как аналогичный правовой акт находится на рассмотрении Комитета Государственной Думы РФ по транспорту в качестве проекта.
С учетом изложенного, прошу Вас дать указание проверить проект предлагаемого закона города Москвы на соответствие действующему законодательству.


С уважением,

Генеральный директор Ассоциации Д.В.Линев