Обращение Семину Ю.Ю. №13


Прокурору г.Москвы
Семину Ю.Ю.


Уважаемый Юрий Юрьевич!

Не смотря на наши неоднократные обращения в Ваш адрес о нарушениях прав и законных интересов членов нашей Ассоциации «Межрегионавтотранс» со стороны должностных лиц Департамента транспорта и связи г.Москвы (далее – Департамент), а также других должностных лиц правоохранительных и контрольных органов, участвующих в проверочных мероприятиях, инициируемых Департаментом, продолжаются попытки по незаконному выдавливанию перевозчиков с привокзальных площадей Москвы.
На основании п.1.10 Инструкции по делопроизводству в органах прокуратуры РФ и их учреждениях, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 05.06.2008г. №107, с Вашей санкции мы были ознакомлены с материалами надзорной проверки, проводимой сотрудниками прокуратуры по нашим обращениям.
В ходе ознакомления у нас сложилось мнение, что доводы о незаконности нашей деятельности и, соответственно, о правомерности действий со стороны должностных лиц Департамента, строились, в том числе на основании письма Департамента от 08.09.2009г. №61-04-2496/9-2, подписанного руководителем Департамента В.Н.Кичеджи, в адрес заместителя начальника Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры Москвы Михайлова Д.Н. (на его запрос №7/23-27-09).
В частности, в своем письме Департамент утверждает, что «стационарные кассы, расположенные на прилегающих к железнодорожным вокзалам территориях, осуществляют реализацию билетов на нелегальные межрегиональные автобусные маршруты, что способствует притоку пассажиров на них и препятствует ликвидации пунктов отправления и прибытия данных автобусов на привокзальных площадях». Однако это утверждение о продаже билетов не соответствует действительности, так как, согласно требованию первого заместителя руководителя Департамента А.Г.Казанина, высказанного на одном из заседаний Штаба по пресечению незаконной парковочной деятельности и несанкционированных пунктов отправления, прибытия и отстоя междугородных и межрегиональных автобусов на территории Комсомольской площади, руководство ООО «Сплайн-транс» направила в адрес первого заместителя Префекта ЦАО Васиной Е.М. гарантийное письмо от 24.07.2009г. (приложение №1), в котором указано, что продажа билетов в стационарной кассе, расположенной по адресу: Москва, Рязанский пр., вл.2, сооружение 1, с 24.07.2009г. не проводится. Это также подтверждает проверка, проведенная 2 отделом ЦБПСПР и АЗ ГУВД г.Москвы 11.08.2009г. на основании Постановления о проведении проверочной закупки от 11.08.2009г., утвержденного заместителем начальника ГУВД г.Москвы В.П.Васильевым (приложение №2). В ходе проверки фактов продажи автобусных билетов не подтверждено, о чем был информирован Департамент.
Кроме того, высказывание Кичеджи В.Н. о нелегальных рейсах, билеты на которые якобы реализуются через стационарные кассы ООО «Сплайн-транс», опровергается отсутствием задокументированных фактов осуществления членами Ассоциации нелегальных маршрутов, так как согласно Федерального закона от 08.11.2007г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", предусмотрены не только регулярные, но и систематические заказные рейсы, а маршрут перевозки пассажиров и багажа по заказу определяется договором фрахтования (которые всегда имеются в автобусах), согласно требованиям ст.28 указанного Устава, что отражено, в том числе в письме компетентного органа в сфере транспорта – Центрального управления государственного автодорожного надзора от 07.10.2009г. №03-3010 (приложение №3) в адрес Ассоциации.
В подтверждение своих утверждений о нелегальности деятельности наших членов, Кичеджи В.Н. в указанном выше письме сообщает, что «утверждения авторов (имеется ввиду обращение Ассоциации в Ваш адрес) о том, что они осуществляют деятельность по заказным маршрутам опровергается результатами проверки, проведенной Московско-Рязанской транспортной прокуратурой». Это утверждение также не соответствует действительности, так как Московско-Рязанская транспортная прокуратура проводила в период с 28.05.2009г. по 05.06.2009г. проверку автобусов дальнего следования, имеющих стоянку (остановку) на привокзальной площади Казанского вокзала г.Москвы и в результате проверки выявила только отдельные факты нарушения законодательства, направленного на антитеррористическую защищенность, о чем было вынесено соответствующее Представление в адрес директора ООО «Сплайн-транс» (приложение №4). Каких-либо вопросов, касающихся организации перевозок с точки зрения законодательства, регулирующего пассажирские автоперевозки, их легальности и соответствия требованиям Устава автомобильного транспорта, лицензионным условиям, в ходе данной проверки не исследовалось. Согласно Федерального закона от 17.01.1992г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в случае выявления каких-либо нарушения закона, органы прокуратуры в рамках своих полномочий обязаны принять меры прокурорского реагирования, предусмотренные ст.ст.22, 23, 24, 25, 25.1 данного закона, однако, каких-либо вышеуказанных мер прокурорского реагирования за якобы выявленные в ходе прокурорской проверки факты легендирования регулярных перевозок под видом заказным Московско-Рязанской транспортной прокуратурой выявлено не было. Копия Справки о проведении проверки на прилегающей территории к Казанскому вокзалу г.Москвы, подписанной заместителем Московско-Рязанского транспортного прокурора младшим советником юстиции М.А.Яшенковым, приложенная к письму Департамента и приобщенная к материалам надзорной проверки, не является документом прокурорского реагирования, носит справочный характер и не оспорена нами в административном и (или) судебном порядке по указанным причинам, следовательно, не может служить доказательством нашей незаконной деятельности.
В исследуемом письме Департамента утверждается, что «представители ГУВД г.Москвы, УФМС по г.Москве, УФНС по г.Москве входят в состав штаба и самостоятельно проводят проверки деятельности стационарных касс на соответствие требованиям законодательства». Например, основаниями для проведения 11.08.2009г., в частности, проверки со стороны ГУВД г.Москвы (постановление о проверке, см. приложение №2) явилось обращение руководителя Департамента (вх.№841 от 05.08.2009г.), в котором утверждается, что «ежедневно, по адресу: Москва, Рязанский пр-д, вл.2 неустановленные юридические и физические лица осуществляют реализацию билетов на межрегиональные и международные перевозки пассажиров на автобусных маршрутах с площади Казанского вокзала без согласования Департамента». Это не соответствует действительности в связи с отказом от продажи билетов (приложение №1) о котором знал первый заместитель руководителя Департамента Казанин А.Г., присутствовавший на заседании штаба и свидетельствует о том, что Департамент, не смотря на ограничения, введенные Федеральным законом от 26.12.2008г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», на проведение внеплановых проверок юридических лиц, уведомивших о начале своей деятельности соответствующие органы исполнительной власти, пытался организовать через ЦБПСПР и АЗ ГУВД г.Москвы внеплановые проверки ООО «Сплайн-транс», которое еще 10.08.2009г. уведомило Управление Роспотребнадзора по г.Москве о начале своей деятельности (приложение №5).
В сентябре 2009г. Мещанской межрайонной прокуратурой по поручению Прокуратуры г.Москвы проведена проверка исполнения ООО «Сплайн-транс» законодательства о безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлен единичный факт нарушения отдельных требований Федерального закона «О защите прав потребителей», касающихся доведения до потребителей сведений об услугах и организации, которые эти услуги оказываются, о чем было вынесено Представление об устранении выявленных нарушений ФЗ «О защите прав потребителей» от 14.09.2009г. №07-01 (приложение №7), которое было своевременно исполнено. Каких-либо нарушений законодательства о безопасности дорожного движения, организации перевозок пассажиров, в том числе представляющих угрозу для жизни и здоровья людей, а также законодательства, регулирующего применение контрольно-кассовой техники, не выявлено.
Также, через 4 дня после открытия стационарной кассы, то есть 24.07.2009г., по обращению штаба с подачи А.Г.Казанина ООО «Сплайн-транс» подверглось проверке со стороны Объединения Административно-технических инспекций г.Москвы на предмет законности установления рекламных конструкций, о чем было вынесено Предписание от 24.07.2009г. №01-Т10-221 (приложение №6), которое было своевременно выполнено. Законность установки данных конструкций в течение более чем 2-х лет сотрудниками ОАТИ до аренды помещений ООО «Сплайн-транс» не подвергалось.
С учетом отсутствия документов реагирования со стороны органов прокуратуры, ГУВД г.Москвы, других контрольных органов Москвы, а также наличия подтверждающих законность писем со стороны различных органов исполнительной власти, мы делаем обоснованный вывод об отсутствиях нарушений законодательства, регулирующего вопросы организации пассажирских автоперевозок, реализации автобусных перевозочных документов на заказные и систематически заказные автобусные маршруты и организации мест отправлений таких маршрутов со стороны наших членов.
Таким образом, должностные лица Департамента, направив указанное письмо в Прокуратуру Москвы в ходе надзорной проверки, намеренно исказили факты, свидетельствующие об отсутствии нарушений со стороны членов нашей Ассоциации, которые действуют в рамках существующего законодательства, в целях ухода от ответственности за свои незаконные действия путем подтверждения законности своих действий ссылками на ничтожные документы и умалчивая о существенных фактах, свидетельствующих против них, и в пользу членов Ассоциации, в связи с чем, органы прокуратуры не нашли оснований для принятий мер прокурорского реагирования и защиты наших законных прав и интересов.
Также в ходе защиты интересов наших членов Ассоциация неоднократно обращалась с заявлениями о незаконных действиях со стороны должностных лиц различных органов правоохраны, контроля и надзора, ущемляющих интересы добросовестных перевозчиков, однако, в ряде случаев ответы на обращения либо содержат формальные данные, не поясняющие суть вопроса, либо вообще не направляются адресатам и остаются без разрешения.
Так, например, 18.08.2009г. руководством Ассоциации в Ваш адрес было направлено обращение (исх.№5-08/09 от 18.08.2009г.) о незаконном на наш взгляд размещении дорожных знаков, ограничивающих движение парковку автобусов в окружении Казанского вокзала. По нашему обращению начальником отдела Управления по надзору за соблюдением федерального законодательства Прокуратуры г.Москвы М.А.Ивановой в адрес ГУВД г.Москвы было направлено письмо от 01.09.2009г. №7/33-р-2009/76211 (приложение №8). До настоящего времени ответ нам не направлен и мы не можем в установленном законом порядке опротестовывать действия должностных лиц, причастных к установке данных дорожных знаков, что не позволяет защитить законные права и интересы наших членов. Кроме того, направление нашей жалобы на действия сотрудников ГУВД Москвы в ГУВД Москвы не соответствует п.5 ст.10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Также в адрес Мещанского межрайонного прокурора нашим членом – ООО «Сплайн-транс» 27.08.2009г. было направлено обращение (рег.№б/н от 27.08.2009г.) о незаконной установке шлагбаумов на Комсомольской площади, которое по какой-то причине прокуратурой было перенаправлено для рассмотрения в ОГИБДД УВД ЦАО письмом от 31.08.2009г. №1/209(497) (приложение №9), а не разрешено на месте, хотя прокуратура могла провести проверку законности и обоснованности установки шлагбаумов на земельном участке общего пользования и правомерности взимания платы за проезд через шлагбаум. В ответ на указанное письмо начальник ОГИБДД УВД ЦАО в своем письме от 09.2009г. № 01/6-Л-24з (приложение №10) сообщил, что в рамках совместного соглашения Правительства Москвы и ОАО «РЖД» от 08.06.2009г. проводятся мероприятия по благоустройству прилегающей к вокзалу территории, но об основаниях, законности и обоснованности установки шлагбаумов начальник ОГИБДД ничего не ответил, а Мещанская межрайонная прокуратура так и не приняла мер к привлечению виновных должностных лиц к ответственности за незаконную установку шлагбаумов и необоснованное ограничение свободного пользование земельного участка общего пользования, тем самым не защитила права и законные интересы наших членов.
17.08.2009г. возле Казанского вокзала по Рязанскому проезду сотрудниками ОАО «РЖД» были установлены шлагбаумы, блокирующие въезд на парковку общественного пользования. На указанной парковке были размещены автобусы, принадлежащие 2-му автобусному парку ГУП г.Москвы «Мосгортранс», осуществлявшие заказные, как видно из ответа ЦУГАДН (см.приложение №3), рейсы. Однако сотрудниками ведомственной охраны ОАО «РЖД», ответственными за пропуск автобусов на указанный земельный участок, было отказано в доступе на данный земельный участок автобусам членов Ассоциации, которые также как и автобусы ГУП «Мосгортранс» выполняют заказные рейсы. Наш запрос на имя руководителя Департамента земельных ресурсов (исх.№3-08/09 от 18.08.2009г.) о собственниках (арендаторах) указанного земельного участка и законности предоставления его в аренду без проведения конкурса боле 2-х месяцев оставался без ответа, а полученный ответ не внес ясность в суть вопроса (приложение №11). В целях проверки законности использования данным участком со стороны ОАО «РЖД», нами 18.08.2009г. был направлен запрос в Государственную инспекцию по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы (исх.№2-08/09) из которой получен ответ от 14.09.2009г. №17-06-9830 (приложение №12) в котором в проведении внеплановой проверки отказано в связи с введением в действие норм Федерального закона от 26.12.2008г. N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», а информация, изложенная в нашем обращении будет доведена до Управы района «Красносельский», однако до настоящего времени каких-либо мер со стороны Управы к лицам, незаконно использующим земельный участок общего пользования, не принято, а нарушение наших законных прав продолжается.
Более того, как видно из ответа начальника Управления оперативного контроля Государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы от 05.11.2009г. №17-06-11601 (приложение №16), указанные земельные участки общего пользования огорожены Управой района «Красносельское» якобы для исключения самозахвата этих участков, однако ограждение не мешает использовать участки для отстоя автобусов ГУП «Мосгортранс» и ООО «Сатурн-Трэвл», а автобусы других перевозчиков, являющихся нашими членами, на эти участки не допускаются. Сам участок принадлежит Департаменту земельных ресурсов Москвы, на конкурс право аренды не выставлялось, а Управа Красносельского района незаконно ограничивает свободное использование участка, как это предусмотрено действующим законодательством. Не смотр на наши неоднократные обращения в адрес Департамента земельных ресурсов Москвы и Росинспекцию по недвижимости, нарушения закона со стороны должностных лиц Управы Красносельского района по незаконному ограничению доступа на земельные участки общего пользования не пресечены.
Согласно письму из Москомнаследия от 18.09.2009г. №16-02-5319/7-(7)-2 в адрес Линева Д.В. (приложение №13), здание Казанского вокзала является объектом культурного наследия федерального значения «Ансамбль площади 19-20 веков. Здание Казанского вокзала, 1912-1914г.г., арх.А.В.Щусев» и находится в границах объединенной охранной зоны №178, в связи с чем, все работы по строительству, в том числе легковозводимых конструкций павильонов ожидания, будок охраны, туалета и шлагбаумов были проведены без соответствующих согласований в нарушение Закона РСФСР от 15.12.1978г. «Об охране и использовании памятников истории и культуры» (с изменениями на 25.06.2002г.) и Закона г.Москвы от 14.07.2000г. N 26 "Об охране и использовании недвижимых памятников истории и культуры".
С 18.08.2009г. по указанию начальника Казанского вокзала от 18.08.2009г. №1-9/5527 (приложение №14) сотрудниками ООО «ЖелТрансСервис» на основании уведомления (приложение №15) был прекращен доступ автобусов члена Ассоциации – ООО «Сплайн-транс» на земельный участок общего пользования, примыкающий к ул.Новорязанская. 19.08.2009г. генеральным директором ООО «Сплайн-транс» в ОВД по Красносельскому району УВД ЦАО ГУВД Москвы и Мещанскую межрайонную прокуратуру были поданы заявления о неправомерных действиях со стороны должностных лиц ООО «ЖелТрансСервис». В ходе проверки не был определен статус нахождения шлагбаума ООО «ЖелТрансСервис», не установлен факт принадлежности земельного участка, доступ к которому ограничен, данному ООО или ОАО «РЖД» и права распоряжения этим участком со стороны указанных юридических лиц. Кроме того, как нам известно, предметом договора между ООО «ЖелТрансСервис» и региональной дирекции железнодорожных вокзалов Москвы является «недопущение нахождения у технического блока, здания транспортной прокуратуры, вокзального пункта медицинского обслуживания, дежурной части милиции вокзала и других административных построек и помещений, лиц без определенного места жительства, цыган и т.д.», однако деятельность по отправлению автобусов не подпадает под действие указанного выше договора. А здания транспортной прокуратуры, милиции, медпункта, вокзала и технического блока находятся более чем в 100 метрах от земельного участка, на который ограничен свободный доступ. Ссылка на согласование размещения шлагбаума должностными лицами Управы Красносельского района, имеющаяся в постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела, не соответствует нормам действующего законодательства о землепользовании, вопросы согласования размещения объектов и закрепления земельных участков на территории Москвы находится вне пределах компетенции Управы района Красносельское, однако это не было установлено в ходе проверки. Также в ходе проверки не была установлена законность и обоснованность сбора денежных средств за право проезда по земельному участку общего пользования к объектам органов власти и управления. Не были определены полномочия начальника Казанского вокзала отдавать распоряжения по ограничению использования земельного участка общего пользования, не находящегося в собственности, аренде и управлении у руководства Казанского вокзала или других структурных подразделений ОАО «РЖД». В настоящий период, должностные лица ООО «ЖелТрансСервис», не имея законных оснований на право распоряжения земельным участком, не имея полномочий по ограничению доступа на данный земельный участок общего пользования, препятствуют доступу автобусов, чем наносят ущерб законной деятельности ООО «Сплайн-транс».
Согласно Протоколу от 27.07.2009г. №БН-01 о переводе автобусных маршрутов, отправляемых с привокзальных площадей на действующие автовокзалы (приложение №17), перевозчики склоняются Департаментом к работе на автостанциях, деятельность которых не предусмотрена в ближайшей перспективе такими градостроительными документами, как Постановление Правительства Москвы от 16.01.2007 г. N10-ПП «О ходе реализации концепции строительства транспортно-пересадочных узлов в Москве» и Распоряжение Правительства Москвы от 21.07.2008 г. N 1639-РП "О проектировании и строительстве автовокзалов в городе Москве", следовательно, деятельность Департамента, привлекающего к своим мероприятиям органы правоохраны, надзора и контроля не направлена на наведение порядка, так как реализуемая концепция не соответствует указанным нормативным правовым актам Москвы, а проводится в интересах подведомственного предприятия - ГУП «Мосгортранс», которое планирует открытие ряда автостанций в рамках приказа директора ГУП г.Москвы «Мосгортранс» от 23.07.2009г. №433 «Об организации пунктов прибытия и отправления междугородных и международных автобусов» (приложение №18). Кроме того, на время проведения совещания 27.07.2009г., автостанции «Теплый стан» и «Северное Бутово» не были согласованы в качестве мест отправления и прибытия автобусов в установленном порядке.
Таким образом, незаконные действия Департамента по недопущению наших перевозчиков на рынок, не смотря на наши обращения в органы власти, надзора и контроля, продолжаются, перевозчики, осуществляющие свою деятельность в предусмотренном законом формате заказных разовых и систематических перевозок, не могут реализовывать свои права на свободное осуществление предпринимательской деятельности и несут убытки. Органы прокуратуры из-за недостоверных и умышленно искаженных сведений, направляемых должностными лицами, ущемляющими права и законные интересы перевозчиков, не могут принять необходимые меры прокурорского реагирования и пресечь нарушение законодательства.
В этой связи, просим Вас дать указание:
- на основании п.4.3. Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной Приказом Генерального прокурора РФ от 17.12.2007 № 200, для проведения проверки изложенных в обращении фактов, истребовать копии договоров на аренду земельных участков общего пользования, расположенных в окружении Казанского вокзала и огороженных шлагбаумами, копии договоров на осуществление охраны указанных земельных участков общего пользования со стороны ведомственной охраны ОАО «РЖД», паспорта пунктов отправления и прибытия автобусов «Теплый стан», «Северное Бутово», дислокацию дорожных знаков на ул.Новорязанская, Каланческая, Рязанский пр., Рязанский пер., Орликов пер., Южный пр., копии обращений Департамента в адреса руководителей ГУВД Москвы, УФНС РФ по г.Москве, УГАДН по г.Москве с просьбой провести проверочные мероприятия в отношении членов Ассоциации;
- проверить изложенные в данном обращении факты о незаконных действиях со стороны должностных лиц Департамента, с учетом п.1.5. Приказа Генеральной прокуратуры РФ от 31.03.2008 № 53 «Об организации прокурорского надзора за соблюдением прав субъектов предпринимательской деятельности»;
- провести повторную проверку по нашим обращениям в Ваш адрес от 18.08.2009г. №5-08/09, от 22.09.2009г. №6-09/09, от 18.08.2009г. №4-08/09, в свете изложенных фактов и прилагаемых копий документов и пересмотреть ответ Прокуратуры Москвы от 09.09.2009г. №7/23-8-13-09/80032, от 05.10.2009г. №7/23-8-13-2009/88370, от 08.10.2009г. №7/23-8-13-2009/89439 по вновь открывшимся обстоятельствам;
- привлечь должностных лиц Департамента, виновных в ущемлении законных прав и интересов наших членов, к предусмотренной законом ответственности.