Новости

Владельцы карпулингового сервиса "БлаБлаКар" приобрели билетного агрегатора "Басфор"

«Viam supervadet vadens: карпулинговая компания идет в агрегацию автобусных билетов-бояться или радоваться?»

25.09.2019г. немного незаметно произошло весьма важное в транспортной отрасли России событие: официально объявлено о приобретении карпулинговой компанией (сервис «БлаБлаКар») крупного билетного агрегатора (сервис «Басфор». Вроде бы рядовое событие на первый взгляд. Некоторые эксперты считают, что реализация сделки позволит повысить долю электронных билетов на автобус хотя бы до 20-25% от общей билетной массы, что в общем-то неплохо. Однако не все так просто.

Сервис «Басфор» является одним из билетных агрегаторов, объем реализуемых через него билетов меньше совокупного объема билетной массы, продаваемой агрегаторами-конкурентами. Кроме того, «Басфор», в отличие от конкурентов, не реализует заказные (чартерные) автобусные перевозки, весьма востребованные в регионах, рынок которых в отдельных субъектах РФ доходит до 40-50% от общего объема перевозимого пасажиропотока.

В России, в среднем, по официальной статистике продается ежегодно около 200 млн. билетов на межрегиональные и международные регулярные пассажирские автоперевозки. «Теневых», по версии неумных чиновников различных уровней, пассажиров, пользующихся заказными рейсами - еще около 80 млн. По оценке экспертов, у сервиса «БлаБлаКар» более 20 млн. пользователей, т.е. потенциальных пассажиров автобусного сегмента.

Карпулинг или райдшеринг предполагает совместное использование транспортного средства с помощью он-лайн сервиса поиска попутчиков. Российское законодательства в сфере пассажирских автомобильных перевозок также предполагает сдачу во фрахт полной вместимости автобуса или его части, отдельного места, при этом прямого запрета на использование каких-либо он-лайн сервисов для поиска пассажиров не содержит.

Просвещенная Европа, на опыт которой часто ориентируются у нас, пришла к тому, что помимо регулярных пассажирских автоперевозок, которые подчиняются определенному расписанию и отправляются и прибывают в определенные фиксированные места, что не всегда и не всем удобно, существуют услуги по автобусному карпулингу или организации чартерных автобусных рейсов по востребованным направлениям. Причем, заказные авиационные (чартерные) рейсы, даже в России ни у кого не вызывают сомнения в законности и безопасности.

Хоть Россия всегда имеет собственный путь развития, но объективные данные показывают, что такие факторы, как значительная стоимость авиационных перевозок, не развитая железнодорожная сеть, делают очень востребованными пассажирские автоперевозки, которым, в связи с притоком пассажиров от других видов транспорта, в свою очередь не хватает существующих перронных емкостей автовокзалов и автостанций. Дефицит перронов автовокзалов и автостанций формирует места оправления рейсов вне указанных пунктов транспортной инфраструктуры.

Думается, что владельцы сервиса «БлаБлаКар» идут в верном направлении – концентрируют пассажиропотоки на своих ресурсах. «Кто владеет информацией, тот владеет миром», кажется, однажды сказал Натан Ротшильд и заработал на этом 40 млн. фунтов стерлингов (в ценах 1815г.). Так и в бизнесе по перевозке пассажиров – кто владеет пассажиропотоком, тот заработает на перевозке пассажиров.

Приобретение сервиса «Басфор», наличие своей базы данных так называемых «домашних» пассажиров, позволит сервису «БлаБлаКар» самому создавать и модерировать перевозки, перераспределять пассажиров по видам наземного пассажирского колесного транспорта, что даст возможность не только повысить долю электронных билетов, но и вписать в свой формат так называемые заказные перевозки, увеличив более значительно продаваемую билетную массу, перехватив инициативу у конкурентов, которым также интересен рынок заказных маршрутов.

Для эффективной реализации стратегии по вовлечению в общую билетную массу чартерных перевозок необходима либерализация транспортного законодательства, регулирующего заказной вид автоперевозок. Объективно говоря, времена, когда на линию выходили физические лица без каких-либо разрешительных документов, с непрошедшими предрейсовый медицинский осмотр водителями на технически неисправных автобусах, давно канули в Лету. Юридические лица и предприниматели, занимающиеся перевозками пассажиров по заказу, давно имеют унифицированную лицензию, т.е. соблюдают лицензионные требования наравне с регулярными перевозчиками, а многие регулярные перевозчики одновременно осуществляют и перевозки по заказу, соответственно, в подавляющем большинстве, предоставляют пассажирам качественные и безопасные услуги, что, в т.ч., подтверждается и статистикой ГИБДД.

Неудовольствие в появлении таких участников рынка перевозок, как сервис «БлаБлаКар» проявляют только локальные монополисты – автовокзалы и автостанции и связанные с ними корпоративными коннектами перевозчики, которые понимают, что с реализацией проекта они потеряют значительную часть выручки от реализации билетов, которая перераспределится от автовокзалов к сервисам по продаже билетов. Готовы ли автовокзалы бороться за пассажиров рыночными методами?

Выиграет ли от этого пассажир? Безусловно. Любая конкуренция всегда порождает повышение качества услуг и (или) снижение их стоимости. Что касается обеспечения транспортной безопасности, к которой апеллируют общественники от автовокзалов, то пусть читатель вспомнит хотя бы один случай, когда автовокзал или автостанция в России стали объектами террористических устремлений за последние 30 лет.

Поэтому сам факт приобретения сервисом «БлаБлаКар» сервиса «Басфор» это вовсе не рядовое событие в транспортной отрасли России, а весьма эпохальное. Если сделка буде закрыта в ближайшее время по условиям и срокам, которые обсуждались, то рынок пассажирских автоперевозок (кроме такси) ждут кардинальные сдвиги, если двигать в правильном направлении. Пассажир от этого только выиграет. Перевозчик, как минимум, не проиграет. Соответственно, и бояться этого не надо. Надеемся, что владельцы сервиса «БлаБлаКар» будут руководствоваться формулой: «Viam supervadet vadens» - «дорогу осилит идущий».

Сергей Храпач

25.09.2019

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

27.07Что делать, если сотрудники ГИБДД хотят провести досмотр ТС
14.12Рег­ла­мент, ка­са­ющий­ся пе­ревоз­ки де­тей. Об­ра­щение к де­пута­ту ГД
10.12Конфликт на автовокзале в Петербурге
28.08Тенденции развития IT технологии в реализации автобусных билетов агрегаторами
26.08Сергей Храпач: «К каждому экспедитору охрану не приставишь»
21.08Актуальное расписание Москва-Волгоград

Архив новостей »