Новости

Тенденции развития IT технологии в реализации автобусных билетов агрегаторами

Доклад Председателя Правления Ассоциации «ОМПП «Межрегионавтотранс» С.В.Храпача на тему: «Тенденция развития IT технологий агрегаторов в сфере автомобильных пассажирских перевозок и методы правового регулирования их деятельности»

Рынок всех видов регулярных пассажирских автомобильных перевозок в РФ составляет около 12 млрд. пассажиров в год. Из них регулярными межрегиональными маршрутами перевозится более 200 млн. пассажиров. В настоящий период через различные интернет-ресурсы продается не более 2-5% билетов. Начиная с 2010г. отмечается ежегодное удвоение объемов билетов, реализуемых не через кассы автовокзалов и их агентов.

Значительные темпы роста рынка электронных билетов в РФ сделали этот сегмент экономики очень привлекательным для инвестиций. Начало такого процесса положила автоматизация автовокзалов, где в целях повышения оперативности управления перевозками начали создаваться различные корпоративные диспетчерские программы, которые стали использоваться для продажи билетов как непосредственно на автовокзалах, так и через интернет.

Отдельно начали создаваться системы диспетчеризации автобусных перевозок, как регулярных, так и заказных, это стало возможным при определенной либерализации транспортного законодательства, а также в связи с притоком в отрасль большого количества перевозчиков, не имеющих возможность получить доступ на автовокзалы и автостанции. Например, в г.Москве в 2012-2015г.г. дефицит перронов отправления/прибытия автобусов по межрегиональным и международным маршрутам составлял 40%, т.е. 4 из 10 прибывающих в Москву автобусов, не могли пользоваться услугами автостанций и автовокзалов по причине их отсутствия в необходимом количестве.

Также из-за происходящей цифровизации экономики стало возможным создание так называемых агрегаторов, которые, не являясь ни перевозчиками, ни объектами транспортной инфраструктуры, ни агентами или субагентами перевозчиков, начали формировать значительный сегмент рынка перевозок, получать от пассажиров и перевозчиков запросы на услуги по перевозке и коммутировать их, создавая маршруты, а также формировать мультимодальные перевозки.

Такие особенности развития рынка в нашей стране, как большая географическая протяженность субъектов РФ, не развитая во многих регионах сеть железных дорог, слабый государственный надзор в сфере автомобильного транспорта, формирование пассажиропотоков у железнодорожных вокзалов и крупных торговых центров (из-за отсутствия нормативного понятия совмещенных железнодорожных и автобусных вокзалов), сезонные увеличения и спады объемов пассажиропотоков, трудовая миграция и проч. привели к формированию значительной доли заказных перевозок (в некоторых регионах до 60%). Этот сегмент перевозок стал объектом интересов агрегаторов по организации перевозок. По форме агрегатор является, образно говоря, доской объявлений о размещении различных рейсов, как заказных, так и регулярных, с указанием их параметров (место, время, вид отправления, тариф). С помощью различных IT технологий к этой доске объявлений привлекаются потенциальные пассажиры, которые могут подобрать наиболее оптимальный для себя маршрут по одному или нескольким критериям, например, тариф, время в пути, место отправления или прибытия, класс транспортного средства и т.д. Фактически агрегатор создает виртуальный автовокзал, сводя спрос и предложение на услугу по перевозке пассажиров, размещая расписания отправлений автобусов на своих сайтах и открывая виртуальные кассы на эти рейсы. При этом во многих случаях, агрегатор занимается администрированием этих рейсов, т.е. осуществляет диспетческую деятельность и далеко не виртуальную. Таким образом, агрегатор размещает на своей «доске объявлений» предложения перевозчиков о рейсах, при этом не имеет ни возможности, ни желания, ни обязанности проверять качество предоставляемой этими перевозчиками услуги (наличие лицензии у перевозчика, наличие медицинских осмотров у водителей и технических осмотров автобусов, наличие различных страховок, соответствие места отправления рейса мерам по обеспечению транспортной безопасности и т.д.).

В связи с отсутствием какого-либо законодательного регулирования этого процесса, возникают следующие проблемы:

- осуществление отправлений автобусов от мест, не отвечающих требованиям транспортной безопасности (рынки, ТЦ, привокзальные территории и т.д., такие примеры уже имеются);

- использование ресурсов агрегаторов заведомо недобросовестными участниками перевозок (совместные поездки используются перевозчиками для получения пассажиров;

- не известно качество предлагаемых перевозчиками рейсов, что в первую очередь сказывается на безопасности перевозок;

- в случае нанесения перевозчиком ущерба пассажиру из-за предоставления некачественной услуги пассажир никаким законным образом не может взыскать ущерб с агрегатора, разместившего и администрировавшего проблемную перевозку;

- снижение доходов автовокзалов, как из-за изменения структуры продаж билетов в пользу интернет-продаж, так и в связи с низкой их конкурентоспособностью с виртуальными автовокзалами, что приведет к снижению качества их работы;

- допуск к пассажирским перевозкам лиц, не имеющих лицензий.

В ближайшей перспективе все больший объем билетной массы будет реализовываться через агрегаторов, которые заинтересованы в наибольшем охвате пассажиропотока, автовокзалы и автостанции утратят лидерство по агентским продажам билетов перевозчиков, агрегаторы будут продавать мультимодальные перевозки на все виды транспорта, соответственно, их и диспетчировать в определенном формате, часть рейсов (заказных) вообще уйдет от автовокзалов и автостанций в места, не обеспечивающих выполнение требований по транспортной безопасности.

Меры по наведению порядка для данного сегмента перевозок ни в коем случае не должны быть только репрессивными, ибо специфика рынка, имеющаяся правоприменительная практика показывает, что это борьба крайне не эффективна и станет похожей на борьбу дона Кихота с ветряными мельницами.

Прежде всего, рынок, где действуют агрегаторы, необходимо нормативно определить, т.е. сформировать законодательство, регулирующие правоотношения, возникающие при деятельности агрегаторов, их взаимоотношениях с перевозчиками и пассажирами. Это законодательство также должно разрешить проблемы с оказанием услуг по мультимодальным перевозкам, а также определить статус «электронного билета на автобус», которого сейчас нет. Важнейшим моментом при подготовке законодательства, регулирующего работу агрегатора, должен стать процесс допуска перевозчика к работе в виртуальной диспетчерской.

Таким образом, в целях формирования нормальной правовой среды необходимо реализовать следующие меры нормативного регулирования всех видов агрегаторов, работающих в сфере автомобильного пассажирского транспорта:

- в Федеральный закон от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности» внести изменения, касающиеся работы агрегаторов межрегиональных и международных пассажирских автоперевозок, контроля за местами отправления и прибытия автобусных рейсов с точки зрения обеспечения транспортной безопасности в указанным местах, о передаче персональных данных пассажиров, пользующихся услугами агрегаторов;

- в Федеральный закон от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» внести понятие, определяющее статус агрегатора, его права и обязанности, как по отношению к перевозчику, так и по отношении к пассажиру;

- в рамках указанных изменений в федеральный закон №259-ФЗ, Постановлением Правительства РФ определить порядок предоставления перевозчиками, пользующимеся услугами агрегаторов, разрешительных документов на перевозку пассажиров (свидетельство о регистрации в качестве юридического лица или ИП, лицензию, договоры страхования гражданской ответственности, справки о прохождении государственного технического осмотра, т.е. тех документов, которые отражают соответствие перевозчика установленным государством стандартам безопасности и качества (по аналогии, как это делается в области каршеринга при проверке аккаунта пользователя);

- в рамках проекта Федерального закона «О прямых смешанных (комбинированных) перевозках», а в случае отказа от его рассмотрения (заключение Минэкономразвития РФ от 30.01.2019г. № 2045-СШ/Д26и), в рамках положений ГК РФ, определить ответственность участников мультимодальной перевозки в случае ее срыва по вине одного из перевозчиков;

- постановлением Правительства РФ определить статус электронного автобусного билета, по аналогии с железнодорожным и авиационным проездными документами;

- в Федеральный закон от 13.07.2015г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внести изменения, ограничивающие право объектов транспортной инфраструктуры не принимать автобусные билеты, приобретенные вне их касс или корпоративных информационных ресурсов;

- в Федеральный закон от 30.12.2001г. №195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (КОАП РФ) внести изменения, касающиеся ответственности за неисполнение агрегаторами своих обязанностей о проверке перевозчиков.

И последнее, при развитии IT технологий на транспорте главное не повторять ошибок, сделанных при агрегировании такси, чтобы качество перевозок, а, соответственно и безопасность, не стали совсем низкими и не пришлось бы формировать отрасль заново.

28.08.2019

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

27.07Что делать, если сотрудники ГИБДД хотят провести досмотр ТС
14.12Рег­ла­мент, ка­са­ющий­ся пе­ревоз­ки де­тей. Об­ра­щение к де­пута­ту ГД
10.12Конфликт на автовокзале в Петербурге
25.09Владельцы карпулингового сервиса "БлаБлаКар" приобрели билетного агрегатора "Басфор"
26.08Сергей Храпач: «К каждому экспедитору охрану не приставишь»
21.08Актуальное расписание Москва-Волгоград

Архив новостей »