Новости

Что делать, если сотрудники ГИБДД хотят провести досмотр ТС

источник: www.oapr.ru


Николай КриухинВодители автобусов сообщают о нарушениях со стороны сотрудников ГИБДД при проведении контроля технического состояния транспортных средств, заключающихся в:

- длительной задержке автобуса;

- проверке технического состояния автобуса с пассажирами с нарушениями всех установленных нормативными актами требований;

- массовое составление протоколов об административном правонарушении в отношении водителей автобусов.

Действия сотрудников ГИБДД в данном случае следует расценивать как досмотр транспортного средства, это действие регламентируется статьей 27.9 КоАП РФ, икаких иных действий названный Кодекс не предусматривает. Названная мной статья говорит о том, что досмотр транспортного средства (ТС) сотрудниками ГИБДД должен производиться:

а) с обязательным составлением протокола досмотра ТС (пункт 5 названной статьи) и с выдачей копии протокола должна быть вручена лицу, в отношении которого он составлен (пункт 8 названной статьи);

б) досмотр должен производиться в присутствии понятых либо с применением видеозаписи (пункт 2 названной статьи);

в) досмотр должен производиться в присутствии владельца транспортного средства (пункт 3).

Особо следует отметить, что водитель ТС не является его владельцем!

Данная позиция четко сформулирована, во-первых, в статье 305 Гражданского кодекса России, и, во-вторых, в статье 1 Федерального закона об ОСАГО:

«владелец транспортного средства - собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (право аренды, доверенность на право управления транспортным средством, распоряжение соответствующего органа о передаче этому лицу транспортного средства и тому подобное). Не является владельцем транспортного средства лицо, управляющее транспортным средством в силу исполнения своих служебных или трудовых обязанностей, в том числе на основании трудового или гражданско-правового договора с собственником или иным владельцем транспортного средства».

Аналогичные положения содержит и Федеральный закон от 01.07.2011 N 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Итак, досмотр ТС в отсутствие его владельца по факту явлется незаконным.

Исключение из данного правила существует только одно: водитель ТС может считаться его владельцем в том случае, если управляет ТС на основании доверенности. Но при таком оформлении отношений с водителем перевозчик рскует быть привлеченным к административной ответственности уже за нарушение трудового и налогового законодательства.

Самые распространенные ошибки водителей ТС при отановке его сотрудниками ГИБДД для досмотра:

1. Они никаким образом не фиксируют действия сотрудников ГИБДД самостоятельно.

2. Водители пишут свои объяснения под диктовку сотрудников ГИБДД, а также ставят подписи в протоколе автоматически, там, где сотрудник ГИБДД ткнет пальцем, при этом копия протокола может быть не выдана.

Как действовать водителю?

1. В момент остановки ТС немедленно включить видеозапись на видеорегистраторе или, еще лучше, на камере мобильного телефона. Ни одного действия без фиксации на камеру не совершать. Не отключать камеру, она всегда должна быть направлена на сотрудника ГИБДД.

2. Заявить сотруднику ГИБДД: «В соответствии с частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ, я нуждаюсь в помощи защитника, он сейчас будет вызван, и до его прибытия прошу никаких действий не производить». После чего, соответственно, связываться со своим работодателем или юристом.

3. При намерении сотрудника ГИБДД произвести досмотр, заявить: «Я не являюсь владельцем автобуса, и для проведения досмотра прошу вызвать его владельца». Продолжать фиксировать все действия сотрудников ГИБДД на камеру. По возможности – найти свидетелей из числа пассажиров и записать их данные. Попросить такого пассажира (свидетеля) сохранить билет.

4. В протоколе об административном правонарушении:

- не ставить своей подписи под пунктом «права и обязанности лица, привлекаемого к административной ответственности, мне разъяснены»;

- в графе «объяснения лица» указать: «С нарушением не согласен. Нуждаюсь в помощи защитника. Подробные объяснения дам при рассмотрении дела. Мои права мне не разъяснены»;

- в соответствующей графе обязательно указать: «в соответствии с частью 1 статьи 29.5 КоАП РФ ходатайствую о рассмотрении дела об административном правонарушении по месту моего жительства». Если отдельной графы в протоколе нет – написать данную фразу в графе «объяснение»;

- не ставить своей подписи в графе «копию протокола получил», пока его копия не окажется в Ваших руках.

Что делать владельцу транспортного средства?

1. Принять как должное, что защита своих прав может занять длительное время; к сожалению, это – обычная практика нашего государства. Но если не бороться – то беспредел на дорога будет продолжаться, и лишь борьба за свои права может его прекратить.

2. Если Вы не уверены в своих юридических познаниях – то лучше заранее позаботиться о юристе: штатном либо по соглашению. При получении сигнала от водителя немедленно связаться с юристом и далее следовать его рекомендациям (указаниям).

Заранее стоит выдать юристу доверенность на представление его интересов во всех органах государственной власти, местного самоуправления и в суде. Если Вы – юридическое лицо, то такую доверенность достаточно удостоверить подписью руководителя и печатью организации; если Вы – индивидуальный предприниматель, то доверенность нужно оформить у нотариуса. В идеале неплохо было бы иметь нотариально удостоверенные доверенности и от водителей.

Помните!

Попустительство и пассивная позиция – Ваш враг!

Вы должны бороться с незаконными действиями сотрудников ГИБДД и иных властных структур, и только в этом случае беспредел возможно остановить!

С уважением, юрист (стаж работы в сфере пассажирских перевозок с 1996 года)

Николай Криухин.

27.07.2018

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

14.12Рег­ла­мент, ка­са­ющий­ся пе­ревоз­ки де­тей. Об­ра­щение к де­пута­ту ГД
10.12Конфликт на автовокзале в Петербурге
30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
21.11Сергей Храпач: «К каждому экспедитору охрану не приставишь»
21.08Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти

Архив новостей »