Новости

Чиновники заинтересованы в плохих дорогах

источник: ok-inform.ru

Россия ничем не отличается от тех стран, в которых дороги - хорошие, а чиновники и строители - умные. У нас возможно и то, и другое. Просто слишком многим выгодно поддерживать миф о двух российских бедах

Плохая транспортная инфраструктура ограничивает развитие России. Об этом на последнем МПЭФ заявил министр транспорта РФ Максим Соколов. Он сообщил, что в развитии транспортной инфраструктуры (и в первую очередь - автодорожной, поскольку другие магистрали в основном федерального подчинения) ключевой является роль регионов. В качестве примера министр транспорта привел данные о протяженности дорог: более 600 тысяч км региональных и только 50 тысяч км - федеральных.

По его словам, сейчас министерство транспорта основное внимание уделяет вопросам единой политики и стандартов развития транспортной инфраструктуры и координации усилий властей разного уровня. Сформирована транспортная стратегия до 2030 года, уже одобренная в 2013 году правительством РФ. Однако даже самые радужные планы чиновников самого высокого уровня могут быть похоронены на местах буквально под грудами бумаг и асфальта, которыми местные руководители и исполнители пытаются залатать дыры в реальных и виртуальных дорогах.

ДОРОЖНОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ

Вопрос, почему в России при имеющемся финансировании, при нормальных в общем-то людях, при очевидной нужде в развитии регионов плохие дороги, - почти риторический. Свой взгляд на проблему высказывает председатель НП «Ассоциация перевозчиков пассажиров» Василий Киселев.

- Василий Геннадиевич, вот проблема: все есть, а дорог нет. Недавняя страшная авария в Красном Селе до крайности обострила проблему, о которой давно кричат местные жители. Но, к сожалению, очевидно, что латанием дыр на одном шоссе вопрос с дорогами не решится.

- Эта проблема не только Красного Села. Она включает и Ленинградскую область, все региональные и городские дороги. Мы, к сожалению, не отдаем себе отчета в том, что количество транспорта постоянно растет, а сети, которые проектировали и строили еще в 1970-1980 годах прошлого века, безнадежно устарели. Они требуют принципиально нового архитектурного дизайна, новых проектов и, конечно, колоссальных денег. И это не дело, когда есть возможность расширять даже уже действующие дороги, но этого попросту не делается. Например, 40% дорог в Санкт-Петербурге можно для начала просто расширить, что значительно увеличит пропускную способность. У нас же пока не 800 автомобилей на тысячу населения, как в США, а всего 300-400, но это направление - расширение магистралей - должно быть одним из приоритетных. Это решит и множество проблем с транспортными потоками, и вопросы безопасности дорожного движения. Например, возьмем то же Красносельское и Таллинское шоссе — там движение априори опасно. И абсолютно правы жители - в своем стремлении донести свои проблемы до властей.

- Вопрос, почему чиновники не слышат людей, - тоже риторический?

- Я вообще не очень понимаю, что они слышат и чем думают. Например, вопиющий факт дорожного хулиганства - пешеходная зона безопасности в виде надолба напротив Эрмитажа, на Дворцовой набережной. Там идет резкое сужение дороги, и едущим автомобилям приходится резко смещаться. Рано или поздно там случится страшное ДТП, но опять все будут кричать, что виноват водитель. Но кто-то ведь создал все условия для этого ДТП, придумав это сужение и соорудив «островок безопасности», на котором лично я, например, еще никогда никого не видел. А ведь люди, его установившие, о чем-то думали! Интересно - о чем?

- И все-таки почему так происходит? Почему в списках на срочный ремонт вдруг оказываются только что отремонтированные дороги? Почему в нашей стране невозможно выполнить даже собственные федеральные стандарты, предписывающие как минимум 4-летний срок гарантии отремонтированной дороги, а она рушится (или ее рушат) уже через год?

- Потому что нужен системный подход, которого нет. Дорожная отрасль идет вразрез с прочими ведомствами. Внутренние коммуникации делают одни люди, озеленением занимаются другие, архитектурным дизайном - третьи. И никто не хочет брать на себя ответственность. Вот, например, те же деревья… Можно спокойно расширить множество дорог за счет вырубки придорожной зелени. Но тут же закричат: ах, нам дышать нечем! Но у нас - город, мегаполис, и этих защитников зелени почему-то мало заботит, что у нас вырубаются целые парки. Почему? Потому что за землю, на которых они росли, уже заплачены миллионы. И бюджет не хочет отдавать эти деньги назад. И получается идиотская бесконечная экономия.

- Но ведь зелень - это тоже хорошо… И новые трубопроводы - хорошо. Неужели нельзя определиться с системным подходом?

- Да, мы должны определиться, иначе мы оказываемся в Зазеркалье. Поскольку нет единой системы, то лоб в лоб встречаются три основные проблемы: безопасность дорожного движения, строительство и ремонт дорог и нежелание реализовывать деньги. Посмотрите на картину вокруг Старо-Калинкина моста. Мало того что его осенью закрыли без предупреждения, в результате чего возник хаос, так что они в итоге сделали! Я лично за такую работу посадил бы. Подъездные пути по-прежнему в ужасном состоянии. Вопрос: что заказывали за такие деньги? Если идти по этому пути, то будут такие аварии, как в Красном Селе. Причем ситуация усугубляется в летний период. Жара, люди думают, что асфальт хороший, не рассчитывают маневры. А асфальт плохой, и разделительных барьеров нет. И так год от года.

- Скажите, сколько стоит построить нормальную дорогу?

- Это вопрос не ко мне. Деньги требуется действительно большие, хорошие дороги стоят дорого. Но у нас в асфальт закатываются суммы несоизмеримо большие.

МЕТОДОМ ЧЕБУРАШКИ

История с ремонтом Старо-Калинкина моста действительно показательна. Внезапное начало ремонтных работ привело к коллапсу на юге города: один из немногих выездов из юго-западных районов Петербурга в центр оказался парализован. После шума в прессе на злополучный мост съехались и чиновники, и заказчики, и ремонтники-строители. Директор компании - генподрядчика работ на Старо-Калинкином мосту Михаил Ильин честно отбивался от представителей ГАТИ: мол, все равно уже снятые в процессе ремонта трамвайные рельсы назад не положить, а потому надо доделывать работу. Он признался, что начал работы самовольно, но сослался при этом на тот же раздрай в системе чиновничьих согласований. «Мы получили предписание от ГИБДД о повышенной аварийности на этом участке. Там постоянно образовывались заторы, трамвайный узел находился в аварийном состоянии, оголение рельсов составляло 10-15 см. Мы были вынуждены начать работы без ордера, потому что официально получить ордер невозможно из-за бюрократии. Обычно на его оформление уходит две-три недели, а мы ждали три месяца, но так и не дождались», — пожаловался Ильин.

Вице-губернатор Марат Оганесян распорядился выработать разные варианты разрешения конфликтной ситуации, сложившейся в связи с начатым без разрешения ремонтом. Контракт с подрядчиком был расторгнут, а сроки открытия моста для движения постоянно переносились (с конца января на апрель). В итоге мост был открыт лишь 14 апреля, однако автомобилисты Петербурга в недоумении: действительно, подъездные пути к нему по-прежнему в ужасном состоянии. Водители предполагают, что через пару-тройку месяцев его опять закроют - на этот раз чтобы отремонтировать десятки соседних метров дороги. И в этом специалисты видят одну из основных проблем: абсолютное отсутствие координации структур, занимающихся ремонтом дорог.

На одном из плановых выездов - проверок совместно с ГАТИ (Государственной административно-технической инспекцией) журналисты смогли услышать от руководителя ГАТИ Олега Зотова максимальный, наверное, набор приличных по форме, но недвусмысленных по содержанию фраз. «Бардак! Безобразие! Самоуправство! Кто разрешил?» - были, наверное, самыми сдержанными. В ходе проверки выяснилось, что в Петербурге копают все - кто хочет, где хочет и как хочет. Не слишком озадачиваясь отсутствием разрешений на плановый ремонт, на которых настаивает ГАТИ. По мнению госслужащих, лишь 20% всех ремонтных работ на сетях должны быть внеплановыми, а остальные - строго по заявкам, чтобы не было бардака, когда только что покрытые асфальтом трассы внезапно перекрывают и раскапывают.

По словам Олега Зотова, владельцы коммуникаций (главным образом - монополисты) постоянно пытаются уйти от согласования ордеров на плановый ремонт, прикрываясь якобы аварийными ситуациями. «Нами выдано 60 плановых ордеров и 900 - аварийных. Конечно, это не означает, что сразу в 900 местах произошли аварии. Просто заказчики работ таким образом прикрываются в попытках уйти от согласований на плановые работы. Так, за 2013 год ГАТИ выписала 124 штраф-протокола за работу без соответствующих ордеров», - рассказал руководитель ГАТИ.

Предпринимаются попытки наладить систему, при которой все заинтересованные стороны заранее представляли бы долгосрочные планы, а их сведение воедино позволило бы избежать очередного двух-, а то и трехкратного ремонта одной и той же магистрали.

С деньгами и вовсе путаница. Специалисты давно уже называют порочной нашу систему тендеров, согласной которой выигрывает тот, кто предложит самый дешевый проект. Эксперты уверены, что в таком деле, как качественные дороги, экономить не стоит. Между тем из-за борьбы за место на дороге срываются плановые реконструкции, не осваиваются бюджетные средства. Например, в 2013 году из-за конкурсных споров не освоено больше миллиарда рублей, запланированных на ремонт дорог. При этом, по данным СМИ, только на ремонт дорожного покрытия в стране ежегодно тратится около 700 млрд рублей - вместо одноразового нормативного ремонта асфальта раз в 8-12 лет. В среднем за лето в крупных городах асфальт заменяется на четверти магистралей. При этом результат остается прежним - как тот самый наспех сколоченный мультяшными героями из подручных материалов одноразовый домик. Специально одноразовый, чтобы потом было что чинить. И вряд ли кто-то подсчитает, сколько на самом деле ушло на это чудо средств, материалов и техники.

В сюжете: Василий Киселев, Михаил Ильин, Марат Оганесян





30.05.2014

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
07.10Внедрить стандарт электронного билета на автобусы
01.04Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы

Архив новостей »