Новости

Муниципалитеты ответят за дороги

источник: avtodorogi-magazine.ru

Экспертный совет Комитета по транспорту ГосдумыЭкспертный совет Комитета по транспорту Госдумы провел заседание секции дорожного хозяйства. Участники мероприятия всесторонне обсудили проблемы создания и функционирования муниципальных дорожных фондов и предложили законодательные инициативы, направленные на повышение эффективности их использования.

По состоянию на 1 января 2013 года в РФ насчитывается почти 22 тыс. 800 муниципальных образований, из которых львиная доля (82%) приходится на сельские поселения.

С 1 января 2014 года представительные органы муниципальных образований обязаны создать муниципальные дорожные фонды в соответствии с № 244­ФЗ от 03.12.2012 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В свое время ликвидация дорожных фондов привела к катастрофическому недофинансированию дорожного хозяйства. Если в 2000 году на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования государством выделялись бюджетные средства в размере 2,9% ВВП, то в 2005 году – всего 1,1% ВВП. В 2009 году на строительство и содержание автомобильных дорог общего пользования из федерального бюджета было выделено 328 млрд рублей, а в 2010 году расходы федерального бюджета на эти цели сократились до 274 млрд рублей.

Положение стало исправляться с принятием федерального закона № 68­ФЗ от 06.04.2011 «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который установил правовые основы формирования и функционирования в РФ системы дорожных фондов трех уровней – федерального, региональных и муниципальных, а также порядок их формирования в составе соответствующих бюджетов и расходования средств.

В отличие от федерального дорожного фонда и дорожных фондов субъектов РФ, создание муниципальных дорожных фондов, согласно этому закону, не было обязательным. Они могли создаваться только в случае принятия соответствующего решения представительным органом муниципального образования. Однако принципы их формирования и финансового обеспечения дорожной деятельности, осуществляемой органами местного самоуправления в отношении автомобильных дорог местного значения, не были определены, как не была предусмотрена и возможность закрепления за местными бюджетами дополнительных источников доходов, которые муниципалитеты могли бы направлять на финансирование своей дорожной деятельности.

Неудивительно, что подавляющее большинство муниципальных образований не располагают достаточными собственными финансовыми ресурсами для формирования полноценных муниципальных дорожных фондов. Результат: около 40 тыс. населенных пунктов в стране не имеют круглосуточной связи с дорожной сетью автомобильных дорог общего пользования, более половины автомобильных дорог местного значения не имеют твердого покрытия. В целом, по сравнению с 2002 годом, объем дорожных работ в муниципальных образованиях сократился в несколько раз.

В этой ситуации у субъектов РФ не было стимулов выделять какие­либо средства из региональных местным бюджетам на софинансирование расходов по строительству, содержанию и развитию дорог местного значения, а также осуществлять финансирование дорожной деятельности органов местного самоуправления за счет средств дорожных фондов субъектов РФ.

Вместе с тем, закон № 68­ФЗ предусматривал в 2012 и 2013 годах предоставление местным бюджетам субсидий из средств региональных дорожных фондов:

– на капитальный ремонт и ремонт автомобильных дорог общего пользования населенных пунктов в размере не менее 5% общего объема бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта РФ;

– на капитальный ремонт и ремонт дворовых территорий многоквартирных домов и проездов к ним в населенных пунктах в размере не менее 5% общего объема бюджетных ассигнований дорожного фонда субъекта РФ.

С принятием федерального закона № 361­ФЗ от 30.11. 2011 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Бюджетный кодекс РФ были внесены нормы, предусматривающие бюджетные кредиты и субсидии из бюджетов субъектов РФ местным бюджетам на строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе на формирование муниципальных дорожных фондов.

Кроме этого, не менее 5% от общего объема бюджетных ассигнований дорожных фондов субъектов РФ должны направляться на предоставление субсидий местным бюджетам на проектирование и строительство (реконструкцию) автомобильных дорог общего пользования местного значения с твердым покрытием до сельских населенных пунктов, не имеющих круглогодичной связи с сетью автомобильных дорог общего пользования.

Важно и то, что этот закон уточнил само понятие «дорожный фонд», под которым понимается не только финансирование дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования, но и капитального ремонта и ремонта дворовых территорий многоквартирных домов в населенных пунктах и проездов к ним.

Федеральный закон № 244­ФЗ обязывает органы государственной власти субъектов РФ с 1 января 2014 года устанавливать дифференцированные нормативы отчислений в местные бюджеты в размере не менее 10% налоговых доходов консолидированного бюджета субъекта РФ от акцизов на топливо. Эти отчисления заменят собой субсидии, выделяемые из дорожных фондов субъектов РФ. Размеры указанных дифференцированных нормативов отчислений в местные бюджеты будут устанавливаться, исходя из протяженности автомобильных дорог местного значения, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований. По экспертным оценкам, эти меры позволят увеличить налоговые доходы муниципалитетов для формирования муниципальных дорожных фондов на 41,9 млрд рублей.

Однако проблема заключается в том, что в большинстве субъектов РФ не завершено оформление прав собственности на автомобильные дороги местного значения. По мнению экспертов, муниципалитеты не смогут завершить эту работу до 1 января 2014 года, у них просто нет на это средств. Поскольку большая доля дорог местного значения не оформлена в собственность, деньги получат только те муниципалитеты, которые завершили оформление прав собственности на автомобильные дороги местного значения. Поэтому эксперты предложили, чтобы какой­то процент от средств дорожных фондов (муниципальных или региональных) направлялся на оформление прав собственности на автомобильные муниципальные дороги либо применялась упрощенная процедура их постановки на баланс с использованием аэрофотосъемки.

В сюжете: Экспертный совет Комитета по транспорту Госдумы


14.11.2013

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
07.10Внедрить стандарт электронного билета на автобусы
01.04Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы

Архив новостей »