Новости

Маршрутки беззащитны перед террористами

источник: http://izvestia.ru

Сергей Храпач - «колеса крутятся — водитель кормится»Столичные прокуроры упрекают частные компании в том, что их водители не могут распознать опасность и защитить пассажиров

Мосгорпрокуратура завершила масштабную проверку столичного пассажирского транспорта, результаты которой оказались неутешительными: только в сфере частных перевозок выявлено свыше 300 нарушений. По данным «Известий», одна из ключевых претензий прокуроров к «маршруточникам» связана с тем, что они сами и их пассажиры фактически не защищены от потенциальных терактов. Представители автокомпаний отвергают претензии прокуратуры и говорят о несовершенстве законодательства.

Как объяснил «Известиям» начальник отдела прокуратуры Москвы по надзору за исполнением законов на транспорте Александр Орлов, претензии к частным перевозчикам в Москве появились после серии проверок, прошедших в этом году.

— С начала этого года мы выявили 332 нарушения, на которые внесли 124 представления, — сообщил «Известиям» Александр Орлов. — По нашей инициативе привлечены к административной ответственности 89 юридических и должностных лиц.

По словам прокурора, в сфере частных пассажирских перевозок в Москве появилась новая неприятная тенденция — компании и их сотрудники не готовы к террористической угрозе.

— Дело доходит до того, что сами водители маршруток не знают, что нужно делать с забытыми вещами и как поступить, если в салоне машины находится взрывное устройство, — поясняет «Известиям» Александр Орлов.

По результатам проверки столичные прокуроры внесли представления, где потребовали от органов власти принять исчерпывающие меры по устранению нарушений. Также была проинформирована Генеральная прокуратура.

Столичный департамент транспорта не смог прокомментировать «Известиям» выводы прокуратуры. Однако в одном из крупнейших автоперевозчиков Московского региона — компании «Автолайн», к которой также высказывали претензии из прокуратуры, встали на защиту своих водителей.

— Наши водители регулярно посещают специальные лекции, — рассказывает Сергей Игнатов, исполнительный директор одного из предприятий группы «Автолайн «Север-Авто», обслуживающего столицу.

— Их читают наши сотрудники, отвечающие за транспортную безопасность. Все они прошли профильный 72-часовой курс в МАДИ (Московский автодорожный институт. — «Известия»).

По словам Игнатова, водителей учат, как опознать взрывное устройство и подозрительного пассажира, где именно могут оставить взрывчатку, как действовать в случае ее обнаружения. В дорожной папке у каждого водителя в обязательном порядке лежит список телефонов экстренных служб и специальная памятка с инструкциями.

Однако, признает Игнатов, некоторые водители сменили не одну компанию и относятся к инструктажу как к пустой формальности. Примечательно, что в большинстве случаев такие нерадивые водители — вовсе не гости столицы.

— Что касается приезжих, особенно из неспокойных регионов Кавказа, то они как раз, наоборот, внимательно слушают на лекциях, — говорит Сергей Игнатов. — У них прямо по глазам видно, что понимают, о чем речь.

Игнатов также отмечает, что большинство претензий прокуроров зачастую сводится не к фактической подготовке водителей, а к формальностям.

— К примеру, нас штрафуют за то, что мы не проверили сотрудников службы безопасности на отсутствие или наличие судимостей, — говорит Игнатов. — А мы проверяем, просто по своим каналам, а не через ФКУ ГИАЦ МВД, как нам предписывают.

По его словам, целый ряд формальностей не удается выполнить из-за несовершенного законодательства, связанного с пассажирскими перевозками. На эту же причину пеняют и эксперты по междугородним автобусным перевозкам. Несмотря на то что риск террористического акта в этой сфере не ниже, чем в сфере городских перевозок (например, именно на рейсовом автобусе из Дагестана приехали со взрывчаткой в Москву смертницы, устроившие двойной теракт в московском метро в 2010 году), антитеррористическая безопасность в автобусах никакими законами не регламентируется.

— На предприятиях, занимающихся междугородними автобусными перевозками, это опущено до формального уровня: водителей собирают, дают не глядя подписать бумажку «С правилами ознакомлен» и выпускают в рейс, — рассказывает «Известиям» председатель правления ассоциации «Межрегионавтотранс» Сергей Храпач. — Нарушение этих правил не ведет к потере лицензии, поэтому шоферы не переживают и живут по принципу «колеса крутятся — водитель кормится».

В качестве примера он привел инициативу обязать пассажиров предъявлять свои сумки и багаж водителю, которая так и не реализовалась.

— Сами водители досматривать подозрительных пассажиров не могут, а у полицейских просто рук не хватает, — говорит Сергей Храпач. — Автобусные стоянки же курируют не специальные линейные ОВД на транспорте, а обычные ППС и участковые.

Стоит отметить, что в других странах вопросу безопасности на транспорте уделяется куда более пристальное внимание, чем в России. Так, в Израиле, известном своими жесткими мерами безопасности, в общественном транспорте устанавливаются специальные устройства «Антишахид», которые способны обнаруживать взрывчатые вещества. По словам экспертов, в российских реалиях подобная мера может быть излишней, однако тренинги для водителей обязательны.

— Необходимо, чтобы получение лицензии компанией-перевозчиком зависело от того, насколько подготовлены ее сотрудники к ЧП, — считает президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации Иосиф Линдер.

Пока же, отмечает Линдер, транспортные компании не считают нужным тратить деньги на обучение персонала и, напротив, стараются сэкономить, нанимая малограмотных приезжих на должности водителей.

В сюжете: Александр Орлов, Сергей Игнатов, Сергей Храпач, Иосиф Линдер


21.11.2012

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
07.10Внедрить стандарт электронного билета на автобусы
01.04Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы

Архив новостей »