Новости

Министерство транспорта – самое закрытое ведомство...

Источник: www.newsazerbaijan.ru

В конце декабря Министерство транспорта (МТ) сдало в эксплуатацию Систему интеллектуального управления транспортом в Баку. С тех пор автомобильные пробки на дорогах не исчезли, а водители автобусов высаживают пассажиров везде, где им хочется, но теперь в городе развешаны экраны и экранчики, на которых изображено то, чего нет в действительности.

Сроки сдачи установленной в Баку Системы переносились несколько раз. Сначала МТ обещало завершить строительные работы в феврале 2011 года. Потом появилась информация о ее запуске в апреле 2011 года, потом в сентябре, а сдали в декабре.

Раздумья над Системой начались 18 мая 2008 года, когда южнокорейская компании SK C&C победила в международном тендере, проведенном в связи с исполнением распоряжения президента страны «О создании системы интеллектуального управления транспортными операциями в городе Баку», за N 2469 от 26 октября 2007 года. Корейцы наняли подрядчиками азербайджанскую строительную компанию ZQAN Construction и местную телекоммуникационную компанию RISK E.I.B.

С каждым переносом даты открытия увеличивались запросы строителей. Первоначальная стоимость проекта составляла 64 млн. долларов, потом повысилась до 77 миллионов, затем к этой сумме прибавили еще 19 млн. В итоге, после внесенных дополнений и изменений, проект подорожал до 96 млн. долларов. Сообщалось, что повышение стоимости проекта связано с привнесением в проект дополнений для обеспечения общественной безопасности.

Эти 96 млн. долларов - единственная точная цифра, которую разглашает Министерство транспорта.

Общественные организации и журналисты не раз предлагали МТ раскрыть отчетность расходования средств по Системе. Руководитель Независимого Исследовательского Центра «ELS» Ирада Ягубова обращалась в МТ с предложением сотрудничества, для эффективного расходования средств и преодоления имеющихся дорожных проблем в столице, но в Министерстве сказали, что корейская система управления транспортом настолько умна, что сама все решит.

«Спустя 20 дней после сдачи корейской системы в эксплуатацию мы видим, что все дорожные проблемы в Баку остались», - заявила на днях Ягубова, выступая на заседании Альянса НПО «Безопасная Дорога».

Несколько раз, и безрезультатно, автор статьи обращался в МТ с вопросами о стоимости отдельных частей проекта. Запрос был послан также в компанию RISK E.I.B., поставляющую электронное оборудование, но ответственный за связи с прессой Руслан Новрузов посоветовал «лучше обратиться непосредственно в Министерство транспорта АР и компанию SK C&C.».
Руководитель азербайджанского представительства «SK C&C» Пьюн Донг Хьюн отказался отвечать на такие же вопросы журналистки радио «Азадлыг» Шахназ Беляргызы, предложив ей общаться с представителями министерства.
На сайте Министерства транспорта о стоимости отдельных компонентов Системы интеллектуального управления транспортных операций ничего не сказано.

«Министерство транспорта – самое секретное ведомство среди всех государственных организаций. Получить информацию о проводимых в МТ работах невозможно», - считает Ирада Ягубова.

Ответственный за создание Системы, заведующий отделом транспортной политики и экономики Министерства транспорта, руководитель проекта перехода на интеллектуальную систему управления транспортом в Баку Садреддин Мамедов с корреспондентами не встречается.

Его можно понять – после интервью радио «Азадлыг», в котором Мамедову пришлось искать ответы на каверзные вопросы Шахназ Бейляргызы, ни один чиновник Минтранса разговаривать с прессой более не будет. Но ей удалось все-таки узнать у Мамедова, что на 664 автобусные остановки в Баку планировалось затратить более 6 миллионов манатов. За создание компьютерной карты Баку корейцы хотели взять 8-10 миллионов манатов, но вместе со специалистами Комитета по картографии ее удалось изготовить за 1 млн. 200 тысяч манатов.

Это все, что сообщили из МТ о стоимости закупленного оборудования и работ. Общественности осталось не известным, по какой цене МТ приобрело за рубежом следующее ценное оборудование:

Установленный в Центре интеллектуального управления транспорта города Баку монитор, который в МТ называют самым крупным в мире. Его площадь составляет 120 м2 (5х24 м).
На первом этапе реализации системы установлено свыше 4 тыс. единиц оборудования, в том числе в автобусах - 2096, на улицах и проспектах - 1612.

В центре управления установлено серверов - 181, сетевых блоков - 18, операторного оборудования - 73 и т.д. В центре также действуют емкостные 6 UPS.
На 150 перекрестках в Баку установлены контроллеры.

На особо интенсивных 37 пересечениях дорог установлены дополнительные "loop detektor", с помощью которых работа светофоров будет регулироваться в автоматическом режиме.
На дорогах установлено 46 электронно-цифровых табло.

Для создания системы было использовано 450 км электрических кабелей и 320 км линий фибер-оптического кабеля.

МТ не сообщает, сколько средств затрачено на установку, монтаж и проверку электронного оборудования, на земляные работы для укладки подземных кабелей.
Если МТ скрывает эту информацию, тогда «мы пойдем по другому пути». Другой путь заключается в сравнительном анализе стоимости Интеллектуальной системы в Баку с такими же системами в других столицах.

Московские водители, прежде чем сесть утром в автомобиль, смотрят в интернете, иногда через свой мобильный телефон, информацию о пробках, состоянии дорожного покрытия, ремонтных работах на улицах – вообще все, что нужно знать для быстрого проезда по городу. Некоторая важная информация появляется у них на GPS-приемниках. Может, по этой причине внедрение интеллектуальной системы управления светофорами в Москве, намеченное уже давно, все еще не начато.

В мае 2010 года общая стоимость введения в эксплуатацию системы оценивалась в 22 миллиарда рублей. Теперь московские власти говорят, что им хватит и 10 млрд. Обсуждалась также цифра в 6 млрд. рублей.

Для простоты сравнения с нашей системой остановимся на 10 млрд. рублей, что в переводе на американские доллары составляют $ 320 с лишним млн.
Население Москвы – около 10 млн. человек, проживающих на 1000 кв.км. площади. Автомобилей в Москве больше 4 млн.

В Баку живет 2 млн. 064 тыс. чел. (2010).

В Москве на первом этапе эксплуатации их Системы (2012 год) планируют оснастить спутниковыми передатчиками 12 тысяч городских троллейбусов и автобусов. В Баку же троллейбусы ликвидированы, а автобусов не больше двух тысяч, с учетом постоянно меняющегося их количества.

То есть Баку и бакинцев меньше Москвы и москвичей примерно в 5 раз. То же можно сказать о пропорции автобусов в наших городах. Зато стоимость построенной в столице Азербайджана Системы Интеллектуального Управления Транспортом ($93 млн.) всего в три с лишним раза меньше, чем аналогичная, московская система ($320 млн.), хотя логично было бы считать, что наша СИУТ должна быть дешевле московской примерно в пять раз.

Почему столь разительное несоответствие между населением, площадью столиц России и Азербайджана, и стоимостью Систем в наших столицах? Получается, что одни и те же транспортные задачи азербайджанцы решают намного дороже москвичей, хотя могли затратить в Баку не $93 млн., а около $ 64 млн.

Представьте, что москвичи еще и недовольны расточительством московской власти. Президент Федерации автовладельцев России Сергей Канаев: «Москвичи обычно просто не понимают, что эти шесть миллиардов будут изъяты именно из их кармана. Лучше бы правительство поделило деньги на всех автовладельцев. Даже если поделить шесть миллиардов пусть на три миллиона водителей, то каждый купил бы себе по новому автомобилю, где все, чем они предлагают пользоваться в новой системе, уже будет встроено в компьютер машины: и пробки, и пути объезда, и погода. Еще один вариант — вручить каждому по навигатору. И это принесет больше пользы, чем повешенные табло, от которых, к сожалению, будет только фикция», - писал Канаев.

А что вы скажете, если сообщу, что на аналогичную систему управления транспортом в Киеве собираются выделить всего 30 млн. долларов? В Киеве проживает примерно столько же человек, сколько в Баку – 2 млн. 800 тыс., но киевская Система обошлась Украине в три с лишним раза дешевле, чем бакинская Азербайджану.
По мнению завкафедрой общественного транспорта Технического университета Сулхаддина Гезалова, бакинская Система должна быть дороже других, потому что в нашем городе много кривых улиц, Баку построен полукружным принципом, огибая бакинскую бухту, и поэтому одна видеокамера видит меньше дорожного пространства, чем камеры на прямых Нью-Йоркских проспектах.

В МТ дороговизну закупленного оборудования и его количество, повторяю, не комментируют.

Но причиной дороговизны нашей Системы могут быть родственные связи. Здание, в котором располагается Центр Системы, построил «ZQAN Construction», нанятый Министерством транспорта.

«Есть сведения, что холдинг принадлежит сыну министра транспорта Зии Мамедова - Анару Мамедову, хотя прямых доказательств этого заполучить не удалось. Холдинг «ZQAN» участвовал во многих проектах министерства. Строил комплекс бакинского автовокзала, реставрировал аэропорт в Уджаре, ремонтировал подземный переход под площадью Физули в столице. Говорят, что новое здание Министерства транспорта на проспекте Гейдара Алиева будет строить именно этот холдинг», - писала журналистка Шахназ Бейляргызы.
Исполнительный директор Фонда по борьбе с коррупцией Васиф Мовсумов согласен с тем, что при создании Системы в Баку могла быть коррупция. Но для ее подсчета владение точными данными о стоимости закупленного оборудования и работ абсолютно необходимо.

«Примененный в этой статье прием сравнения стоимости аналогичных Систем в разных городах не корректен, так как исходные параметры Москвы, Баку, Киева и Сеула, где была закуплена Система, значительно различаются».

«В Азербайджане актуальна проблема в общественной отчетности расходования государственных средств. Дело не только в Системе интеллектуального управления транспортом в Баку. Нет отчетности в строительстве мостов, дорог, вообще государственных закупок, в деятельности Госкомитета по государственным закупкам, посредством которого должны происходить эти операции.

Тендеры, принципы передачи заказов компаниям и организациям, а также многое другое остается скрытым от общественности, несмотря на указание главы государства о прозрачности в деловой сфере. А та информация, которую с трудом удается получить журналистам, еще не означает прозрачности в деятельности государства.
Впрочем, если Министерство транспорта не раскрывает данные о расходовании средств при создании Системы, этого достаточно для обвинения МТ в коррупции», - добавил он.

20.01.2012

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
07.10Внедрить стандарт электронного билета на автобусы
01.06Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы

Архив новостей »