Новости

«Транспортный Оскар» обосновался в Липецке

источник: http://www.lpgzt.ru

Транспортный оскарВ сентябре в нашем городе «прописалась» «Золотая Колесница», международная общественная премия, которую Липецк получил в номинации «За вклад в развитие отечественной транспортной отрасли». «Домчалась» она до нас благодаря стараниям липецких транспортников и главы города. То есть благодаря команде мэра, которая ставит перед собой сложные задачи и успешно решает их. Премию вручили Михаилу Владимировичу Гулевскому на торжественной церемонии в Москве в Кремлёвском Дворце съездов.

В последние годы транспортная система города претерпела значительные изменения. По городским дорогам курсируют новенькие, комфортабельные автобусы. Расплатиться за проезд в любом виде транспорта можно пластиковой картой. А электронные табло на остановках подсказывают время прибытия нужного маршрута.

С какими результатами транспортная отрасль областного центра подходит к концу 2011 года и какие изменения в её работе ждут нас, пассажиров, в году будущем? Ответы на эти и другие вопросы – в беседе сзаместителем главы администрации города Липецка, председателем департамента городского транспорта Николаем Александровичем НОВИКОВЫМ.

– Николай Александрович, общественный транспорт был и остаётся главным, стратегическим участником дорожного движения. Но его усиленно теснят личные автомобили, количество которых увеличивается в геометрической прогрессии. Что можно сделать для того, чтобы муниципальные машины не стояли в пробках и вовремя доставляли пассажиров туда, куда им нужно?

Наслаждайтесь– Ответ на поверхности – ремонтировать и расширять дороги, регулировать движение по принципу «Зелёной волны» и строго следить за соблюдением Правил дорожного движения. К примеру, сейчас мы работаем над реконструкцией кольца трубного, которая, надеемся, частично снимет проблему вечных пробок на этой развязке.

Однако кардинальное решение проблемы требует пересмотра всей градостроительной политики: для общественного транспорта на дорогах должны выделяться отдельные полосы. Москва пошла по этому пути, чтобы разгрузить центр города. И мы к этому придём. Ведь, как это ни парадоксально, по мере увеличения личного транспорта потребность в общественном возрастает. И в будущем, возможно, будет работать такая схема: оставляешь машину на перехваточной парковке и добираешься до центра на общественном транспорте. Во многих крупных городах с высоким уровнем автомобилизации эта схема уже используется. Поэтому будущее – за общественным транспортом. И в том числе – за трамваем и троллейбусом, они и экологически оправданы.

Конечно, себестоимость трамвайных и троллейбусных перевозок высока: тарифы на электроэнергию, которую мы вынуждены покупать по рыночным ценам, растут стремительно. Но Липецк входит в пятёрку самых загрязнённых городов России, и нам не к лицу совсем отказываться от экологически чистого транспорта.

– «Война» с трамваями во многих городах России началась лет десять назад, улицы стали оперативно освобождать от трамвайных путей, мешавших интенсивному автомобильному движению. В результате кое-где трамвай «уехал» в историю. Но не у нас…

– За судьбу трамваев жители Липецка действительно могут быть спокойны. Этот вид транспорта и важен, и востребован. Он связывает два главных рынка: Центральный и Октябрьский, и два берега: правый и левый (отдалённые цеха НЛМК, Стан 2000). Липецкие трамваи практически не зависят от автомобилей, поэтому они вне пробок и вне конкуренции. А самая главная наша задача на сегодня – качественное обновление трамвайного парка и полотна.

– Значит мечта, которой на встрече с журналистами издательского дома «Липецкая газета» поделился глава города Михаил Владимирович Гулевский, – купить несколько новеньких трамваев, осуществима?

– Без сомнения. Мы с Михаилом Владимировичем уже обсуждали этот вопрос. В ближайшие три года у нас уже предусмотрены средства по программе развития городского транспорта: будем закупать и автобусы, и троллейбусы, и обязательно – трамваи. Мы понимаем, что это выливается в копеечку: трамвай в три раза дороже автобуса, он стоит почти 15 миллионов. Но с учётом того, что в Липецке сохраняется трамвайное движение, а трамвайный парк давно не обновлялся, мы пойдём на это.

– А какие они, новые трамваи?

– Современные трамваи – это комфортабельные, вместительные, энергоэкономичные и бесшумные транспортные средства.

Вообще трамвайное движение надо ставить на другие рельсы в прямом и в переносном смысле. Трамвайные пути нужно менять. Сегодня есть новые технологии: линии бесшовные, а под ними – бетонная или резиновая подушка. По такому полотну трамвай идёт мягко и развивает большую скорость. К тому же полотно находится на одном уровне с автодорогой, чтобы на пересечениях с ней рельсы не задерживали автомобильный поток.

– Это актуальная тема для автомобилистов. Ведь многие из них недолюбливают трамваи за то, что перед рельсами собираются пробки. Как департамент транспорта решает эту проблему?

– Я думаю, все участники дорожного движения уже заметили, что на пересечении улиц Циолковского и Космонавтов проезжать через трамвайные пути можно без проблем: переезд здесь оборудован по современным технологиям. Серьёзно мешала движению машин трамвайная петля на многострадальном кольце трубного. Теперь трамваи не будут разворачиваться по кольцу, а сразу пойдут с улицы Московской на Циолковского. Пересечение с дорогой так же будет выполнено по-новому, автомобили смогут двигаться свободно, без снижения скорости.

Хотя, вы знаете, и дорожники, и сотрудники ГИБДД убеждали нас вообще отказаться от трамвайных путей. Мол, они влияют на пропускную способность автодороги, особенно в районе Центрального рынка на пересечении улиц 8 Марта и Терешковой. Я согласен. Но трамвай на этом участке настолько востребован, причём в течение всего дня, что убирать рельсы просто бессмысленно. Мы должны идти навстречу нашим жителям. Особенно льготникам – они составляют более 50 процентов пассажиропотока.

– Пятьдесят процентов пассажиропотока приходится на льготников и пенсионеров. Выходит, общественный транспорт выполняет важную социальную функцию в ущерб своей рентабельности?

– Мы обязаны обслуживать льготников. Государство компенсирует нам затраты на их перевозку. Но дело не только в этом. В соответствии со 131-м Федеральным законом мы должны покрывать весь город маршрутной сетью, даже если какие-то направления абсолютно убыточны. Например, на Северный Рудник, Ссёлки, Жёлтые Пески, 10-ю Шахту.

Убыточны и садоводческие маршруты. Но возить дачников – тоже наша обязанность. Среди них много льготников, пенсионеров, поэтому мы делаем всё, чтобы им было удобно добираться до своего садового участка и чтобы на остановках они подолгу не стояли. В этом году, кстати, по просьбам дачников движение автобусов было продлено на неделю. В результате – в этот дачный сезон мы даже благодарности от липчан получили за обслуживание садоводческих маршрутов.

Ещё одно социальное направление – школьные автобусы. Детей мы, естественно, возим бесплатно. Четырнадцать машин обслуживают восемь городских школ. Ребятишек забирают из отдалённых районов – села Коровино, Балашовского лесничества и других населённых пунктов. А после уроков развозят по домам.

– Николай Александрович, а вот что касается создания безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья… Как транспортники решают эту задачу?

– Ещё в 2008 году мы закупили новые полунизкопольные ЛиАЗы. Сейчас по городу курсируют 10 таких машин и 87 низкопольных больших импортных автобусов, значительная часть которых работает на коммерческих маршрутах. Низкопольные автобусы очень удобны. В них только шаг делаешь – и уже в салоне, и на коляске несложно заехать. А у наших ЛиАЗов в средней двери на полу при необходимости откидывается аппарель, по ней с тротуара без помех можно на коляске заехать в автобус. Причём сразу по центру расположено место для инвалидов-колясочников, оборудованное ремнями безопасности. Во всём муниципальном транспорте работает автоматическая система объявления остановок. А в новых машинах над водительским местом есть электронное табло, бегущая строка помогает слабослышащим не пропустить нужную остановку. Табло также показывает температуру воздуха, время, рекламные объявления.

– А часто ли бывают перебои в работе подвижного состава?

– Конечно, всем хочется, чтобы муниципальные автобусы, трамваи, троллейбусы работали чётко, как хорошие часы. В принципе, мы близки к этому, и липчанам грех жаловаться на работу транспорта, ходит он достаточно часто. К примеру, интервал движения одного и того же маршрута – всего 7-8 минут на основных магистралях города, в центре и в густонаселённых районах. Там, где пассажиропоток не столь интенсивен, транспорт ходит реже, при этом на остановках есть конкретное расписание.

– Почти два года в Липецке эксплуатируется комплексная автоматизированная система управления пассажирскими перевозками. Как вы оцениваете её работу и будет ли что-то меняться в ней?

– Ещё раз напомню: мы первыми среди российских городов автоматизировали работу городского транспорта. В реализацию этого проекта вложено 62 миллиона рублей. И все расходы сегодня окупились сполна: отказавшись от кондукторов, мы сэкономили более 75 миллионов рублей, основную часть которых направили на повышение заработной платы водителей.

Автоматизированная система улучшает качество пассажирских перевозок. Во-первых, водители, постоянно находясь в поле зрения диспетчера, не могут уйти с линии раньше положенного времени.

Во-вторых, в экстренных случаях водитель может нажать тревожную кнопку, и на пульте в диспетчерском центре управления высветится номер маршрута, имя, фамилия водителя и место нахождения транспортного средства. А это уже вопросы безопасности и персонала, и пассажиров. Кроме того, с пластиковой картой, которая является частью автоматизированной системы, стало гораздо удобнее оплачивать проезд. Кстати, у нас выпускается несколько видов карт: Электронный кошелёк, Студенческая и Школьная и Проездной билет. Студенты платят за проезд 7 рублей, школьники – 6. А для детей из малообеспеченных семей действует специальный тариф по персонифицированной транспортной карте – 3 рубля. Все льготы предоставляет администрация города.

Сегодня и частники переходят на оплату по терминалам. Они уже установлены на автобусных маршрутах № 317, 322, 306 и 330. Но льготы на поездки в частном транспорте не распространяются.

Мы планируем усовершенствовать электронную систему в части тарифной политики. Сейчас есть фиксированная цена за поездку – хоть ты едешь одну остановку, хоть десять. А можно сделать так: проехал одну-две остановки – заплати 2-3 рубля. Если от конечной до конечной – все 10. Но карточку нужно будет приложить к терминалу два раза: на входе и перед выходом. Система зафиксирует, когда ты вошёл, где выходишь, и снимет со счёта нужную сумму. Можно ещё сделать тариф «вечерний». Например, после десяти вечера проезд будет стоить не 10, а 15 рублей. Всё же гораздо выгодней, чем на такси добираться.

– А с нового года будет ли повышен основной тариф?

– Тариф у нас очень низкий, не сравнить с Москвой, где люди платят по 28 рублей. Понятно, что себестоимость проезда давно перевалила за десятку. Но мы держим тариф, чтобы обеспечить доступность транспортных услуг горожанам. Из бюджета города нам затраты компенсируют. И речи о повышении пока не идёт.

– Пластиковые карты не все покупают: за ними и ехать далековато, и терминалов в городе не так много. Как решается вопрос доступности приобретения и пополнения транспортных карт?

– Сейчас в городе работают 17 терминалов. Недавно мы закупили ещё пять. Карту можно приобрести и пополнить в Многофункциональном центре, он выгодно расположен на Центральном рынке. Кроме того, пятьдесят новеньких терминалов мы установим в салонах подвижного состава городского транспорта. Три объекта уже тестируются в автобусе, троллейбусе и трамвае. То есть во время поездки можно проверить баланс транспортной карты и пополнить его. С начала запуска автоматизированной системы мы реализовали 75 тысяч транспортных карт.

– Но часть пассажиров отдают наличные водителю и вынуждены заходить через переднюю дверь, а водитель – отвлекаться на то, чтобы собрать деньги и дать сдачу. Может, рановато кондукторов убрали?

– Дело в том, что зарплата водителей долго не повышалась, а после того, как мы закрыли ставки кондукторов, она значительно возросла. А липчане уже привыкли входить в транспорт через переднюю дверь и с пониманием относятся к тому, что водитель работает один, и за это мне хотелось бы поблагодарить наших пассажиров.

– Ваше ведомство будет реорганизовано в департамент транспорта, дорог и благоустройства. Это оправданная мера?

– Дороги и транспорт должны находиться в одних руках. Вот как было раньше? Мы, транспортники, проводили обследование дорог. Делали заключение. Но контролировать дорожников, как они выполняют наше поручение, мы не имели полномочий. Начиналась переписка между департаментами. Она затягивалась, и работы вовремя не выполнялись. Или, к примеру, к нам поступила жалоба, что где-то нет остановочного павильона или дорога не освещается. Я пишу главному смотрителю. Он – в департамент ЖКХ. В итоге – я месяц жду ответа. А страдают жители.

Когда планировали запустить движение транспорта по микрорайону «Университетский», я в рамках новых полномочий (хотя реорганизованный департамент официально начнёт работать с 1 января 2012 года) собрал строителей, главного смотрителя, сотрудников ГИБДД, транспортников и каждому объяснил их задачи. Через две недели мы движение открыли.

Новый департамент будет комплексно решать вопросы развития транспорта, дорожной инфраструктуры и безопасности движения: пассажирские перевозки, ремонт автомагистралей, их уборка, освещение, содержание остановочных павильонов, светофоров и многое другое.

– И последний вопрос: как вы оцениваете работу департамента транспорта в 2011 году?

– Оценку нам дали министр транспорта Игорь Евгеньевич Левитин и глава администрации Липецкой области Олег Петрович Королёв, когда пригласил глав всех восемнадцати регионов Центрального федерального округа посмотреть и оценить нашу автоматизированную систему. Сейчас многие регионы просят нас помочь наладить у них подобную систему на транспорте.

Наш департамент в этом году не допустил срывов в работе общественного транспорта, массовых жалоб от липчан тоже не было. Но говорить, что мы работаем на «отлично» или даже на «хорошо», думаю, ещё рано. «Удовлетворительно» – вот та оценка, которая открывает перед нами перспективу: городской транспорт должен работать, как хорошие часы.

В сюжете: Михаил Владимирович Гулевской, Николай Александрович Новиков


ЛЮДИ

Ликсутов Максим Станиславович

Ликсутов Максим

Станиславович

Почтарёв Юрий Иванович

Почтарёв Юрий

Иванович

Назейкин Анатолий Георгиевич

Назейкин Анатолий

Георгиевич

Храпач Сергей Валентинович

Храпач Сергей

Валентинович


22.11.2011

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

02.02Актуальное расписание Москва-Волгоград
30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы
07.04117 млн. руб. убытка или как управляет траспортом аффилированная компания

Архив новостей »