Новости

Минтранс ездит на пассажирах....

Источник: newsinfo.ru

Минтранс ездит на пассажирахМинтранс России нашел ресурс для обновления общественного автопарка страны. Он предложил фактически отпустить тарифы на перевозки пассажиров, оставив регионам право регулировать их лишь в исключительных случаях. По идее, это должно увеличить прибыли транспортных компаний и дать им стимул для модернизации. Однако бизнесмены сделают это не за счет пониженных ставок на кредиты или государственных дотаций на перевозку льготников, из-за чего они собственно и терпят убытки, а за счет пассажиров.

Пока что предложение Минтранса по либерализации цен на пассажирские перевозки - это только проект. Если он будет принят, постановление правительства России "О мерах по упорядочению госрегулирования цен (тарифов)" от 1995 года в корне изменит свой смысл. Муниципалитеты больше не будут строго регулировать стоимость проезда в общественном транспорте, а значит, перевозчики смогут извлекать неограниченную прибыль из наших кошельков.

По мнению транспортников, сейчас перевозки остаются убыточными даже при софинансировании из местных бюджетов. "Увеличивающиеся в настоящее время социальные обязательства субъектов РФ еще больше усиливают дефицит средств региональных бюджетов в части компенсации затрат предприятиям пассажирского транспорта", поэтому, "субъекты РФ и муниципалитеты не в состоянии обеспечить рентабельную работу пассажирского транспорта", - говорится в проекте поправок.

Руководители транспортных предприятий недофинансированием из бюджета оправдывают сокращение и старение автобусов, троллейбусов и трамваев. По данным Минтранса, автопарк страны сократился на 40 процентов. Оставшаяся часть загружена сверх нормы. Обновляется техника на 40 процентов от нормативного уровня, то есть из десяти машин, подлежащих замене и списанию, шесть продолжают колесить на маршрутах, подвергая пассажиров опасности.

Ситуация действительно настораживающая, ведь от исправности городского и пригородного транспорта зависит наша безопасность. Но почему чиновники предлагают переоснащать предприятия за счет пассажиров, если корень проблемы лежит в недостаточной щедрости бюджетов субъектов и федерального центра? Если не хватает денег на перевозку региональных льготников, местные власти могут просто отменить свои льготы. А федеральных льготников субсидирует Москва, поэтому все претензии по недоплате за эту категорию граждан надо направлять в Минфин.

Минтранс же считает, что к бедственному положению приводят заниженные городскими, областными или краевыми властями тарифы, которые не покрывают затрат перевозчиков. "Сейчас складывается ситуация, когда субъекты или муниципалитеты, устанавливающие тарифы, зачастую в итоге отказываются субсидировать выпадающие затраты транспортных компаний, объясняя это тем, что компании, например, не обосновала свои расходы", - объяснил "Коммерсанту" заместитель министра транспорта Николай Асаул.

Чтобы отнять у муниципалитетов право занижать тариф, Минтранс разрабатывает единую формулу расчетов, которая учтет интересы транспортных компаний. Асаул уверяет, что к повышению тарифов это не приведет, так как в формуле будет присутствовать и коэффициент платежеспособности населения. Зато местным властям волей-неволей придется компенсировать разницу между аппетитами перевозчиков и возможностями пассажиров. Но откуда в таком случае возьмутся лишние средства, если и сейчас субъекты испытывают трудности при софинансировании предприятий общественного транспорта?

Очевидно, что внешне безобидный проект Минтранса - это завуалированная попытка либерализации тарифов на городском и пригородном транспорте. В результате цены на проезд обязательно должны будут расти, иначе смысла во всей этой затее никакого не будет. За платежеспособность населения будут приниматься усредненные доходы и тех, кто едва наскребает на трамвайный билет, и тех, кто разъезжает на шестисотых мерседесах. И если сейчас все налогоплательщики через бюджет оплачивают софинансирование общественного транспорта, то после либерализации нагрузка ляжет только на тех, кто пользуется автобусами и троллейбусами.

С точки зрения капиталистического государства, такой подход будет считаться правильным. Но даже в европейских странах, где давно построена рыночная экономика, власти стараются не отказываться от государственного регулирования тарифов на общественном транспорте. А уж Россия, по заявлению Народного фронта, остающаяся социальным государством, тем паче должна способствовать равномерному распределению богатства между членами общества и сохранять госрегулирование в социально значимых сферах.

Но одно дело - предвыборные заявления, а другое - курс, которым неуклонно движется Россия на самом деле.

Либерализация тарифов на пассажирские перевозки будет всего лишь логическим продолжением дела, начатого в 90-е годы. Если все остальные цены - на горючее, на запчасти, на техническое обслуживание растут без ограничения, рано или поздно отпустить тарифы все равно придется.

Кому предложения Минтранса пришлись по душе, так это руководителям автотранспортных предприятий. Нынешними тарифами они везде недовольны.

В Воронеже недавно цена за проезд выросла на один рубль и составила 9 рублей. На фоне многих других регионов это очень даже дешево. Стоит проекту Минтранса воплотиться в жизнь, и цены поднимутся в полтора раза, как и обещано - с учетом-то интересов транспортных компаний. По словам и.о. директора ООО ТК "Автолайн" Виктор Натаров, "если бы проезд стоил 15 рублей - работа бы окупалась".

В Красноярске водители и владельцы маршруток уже не раз обращались к властям, писали письма губернатору и даже подавали на правительство в суд, требуя повысить тарифы или хотя бы сделать их плавающими.

Тем временем в Приморье автотранспортные предприятия и без всяких поправок Минтранса сумели добиться лояльности властей. С 1 сентября стоимость проезда в автобусах выросла с 11 до 13 рублей в четырех городах региона - Владивостоке, Уссурийске, Находке и Артеме. И это не предел. С января цена билета поднимется до 15 рублей. Власти объяснили жителям, что таким образом предприятия смогут наскрести на обновление автобусного парка.

А вот в Ростове мэрия помогает автотранспортным предприятиям закупать новые автобусы, а цена на проезд остается одной из самых низких в России среди городов-миллионников.

Как видно, вопрос переоснащения предприятий общественного транспорта зависит не только от тарифов, но и от эффективности управления. Поэтому и не верится, что повышение цен на проезд поможет модернизировать городские и пригородные перевозки.

Кроме того, в прошлом году исследование "ФинЭкспертизы" показало, что в стране упала транспортная доступность для населения, и эксперты в качестве выхода из ситуации предложили не отпускать, а напротив, ужесточить госрегулирование тарифов с тем, чтобы местные власти не имели права повышать потолок цен без учета доходов населения. Теперь же Минтранс собирается отнять у муниципалитетов такое право с другой целью - чтобы они не разоряли транспортников.

В сюжете: Минтранс России, "ФинЭкспертиза".



ЛЮДИ

Васин Андрей Анатольевич

Васин Андре

Анатольевич

Дакше Виктор Арнольдович

Дакше Виктор

Арнольдович

Филимонов Алексей Валентинович

Филимонов Алексей

Валентинович

Линев Денис Валерьевич

Линев Денис

Валерьевич

03.11.2011

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

11.09В Ор­ле ут­верди­ли кар­ту пас­са­жир­ских пе­рево­зок
30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
21.09Конфликт на автовокзале в Петербурге
21.08Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти

Архив новостей »