Новости

Принуждение к риску: финансирование инноваций с государства на бизнес

На форуме крупного бизнеса России, проводимом агентством «Эксперт РА», вице-премьер Сергей Иванов объявил предпринимателям о «приближении к Рубикону». До сих пор инновации развивались в основном за счет государства. Пришла очередь бизнеса.

В последние десять лет Россия наращивала госрасходы на эти цели быстрее среднемировых темпов и вышла на восьмое место в мире по инвестициям в исследования и разработки, опередив Канаду и Италию. По доле в бюджете расходы на науку выросли в полтора раза. В прошлом году было выделено 477 млрд руб., в этом — 742 млрд руб., из которых 312 млрд разошлось по целевым программам «чисто инновационной направленности». «Правительству не стыдно называть эти цифры. Мы гордимся ими», — заявил вице-премьер.

Однако встречного движения бизнеса государство не заметило. По словам Иванова, «восприимчивость нашего бизнеса к инновациям по-прежнему слабая». «У нас за счет корпоративного сектора финансируется только 20% НИОКР», — возмущался Иванов, приводя в пример западный бизнес, который берет на себя 60–70%.

Более того, крупный сырьевой бизнес активно и успешно сопротивляется обновлению. «Наши машиностроители вложили немалые средства в создание нового класса двигателя для топлива евро-3, евро-4. После этого куда более богатые нефтяники пролоббировали, не побоюсь этого слова, решение о переносе сроков перехода на новые стандарты», — попенял Иванов коллегам по правительству. «Можно что угодно изобрести — эффективное, энергосберегающее, современное, но предприятия и граждан это не интересует», — назвал он главную, по его мнению, проблему нашей слабой восприимчивости к инновациям. Поскольку бесконечно наращивать бюджетное финансирование инноваций нельзя, львиную долю расходов, как и связанные с ним риски, бизнес должен взять на себя. «Рисковать надо», — потребовал вице-премьер.

Участники форума имели другой взгляд на будущую роль государства. Первоочередной задачей является снижение инфляции, напомнил правительству президент АФК «Система» Михаил Шамолин. «Инновационные проекты требуют длинных и дешевых денег. При нынешних кредитных ставках в 15–16% вкладывать можно только в высокодоходные проекты», — считает бизнесмен. «Инновации трудно насадить сверху, — предупредил Шамолин. — Потребность в них у бизнеса возникнет только тогда, когда от этого будет зависеть выживание компании в конкурентной борьбе». С ним согласился заместитель гендиректора «Базового элемента» Андрей Елинсон, добавивший, что и «снизу или сбоку» инновации тоже не насадить.

Президент компании «Ситроникс», также входящей в АФК «Система», Сергей Асланян, напротив, уверен, что конкуренция мешает модернизации. От правительства он потребовал защитить «собственную микроэлектронную продукцию». Доля российских микрочипов, используемых в российском же производстве, не превышает 10%. «Мы не защищаем собственных производителей и подкармливаем зарубежных конкурентов», — возмущался микроэлектронщик. «Мы должны собственный рынок задействовать, чтобы опробовать новую продукцию, и затем выдвигаться за рубеж», — изложил стратегию своей компании Асланян.

«Это вы делаете бумажные билеты для метро?» — неожиданно спросил Асланяна ведущий форум главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев. Тот весь напрягся и только после того, как вопрос был задан в третий раз, очень тихо признался. «Лучшие билеты в метро. Лучшие в мире, таких больше нигде нет. Это же тонкая вещь!» — неожиданно для всех заявил Фадеев. «Да, они тонкие» — с огромным облегчением выдохнул Асланян.

Государство придумывает все новые способы заставить бизнес заниматься инновациями. Чиновники обсуждают сейчас введение в законы понятия «наилучшие доступные технологии» (НДТ). Их внедрение позволит бизнесу получать налоговые льготы или, если речь идет о деятельности, связанной с ущербом для окружающей среды, избегать миллионных штрафов. Елинсон из «Базового элемента» предостерег от такого шага. НДТ могут быть использованы как инструмент давления государства на бизнес, а ведь новые технологии «должны развиваться только там, где это оправдано», убежден металлург. В качестве альтернативы он посоветовал государству превратить «сибирский регион в мост между Азией и Россией», а для этого нужны серьезные инвестиции в транспортную инфраструктуру.

Заместитель гендиректора Уралвагонзавода Владимир Шмаков рассказал о планах крупнейшего со времен СССР производителя танков освоить выпуск трамваев. Шмаков считает его очень перспективным видом транспорта для городов, так как «трамвай не стоит в пробках». Фадеев упрекнул уральца в незнании московской действительности и предложил совместить новый трамвай с танком. «Вы еще забыли про боевые машины — эвакуаторы танков с поля боя», — добавил Иванов.

Без поддержки государства не обойтись и страховому бизнесу, уверен глава совета директоров «Страхового дома ВСК» Сергей Цикалюк. Основные надежды он возлагает на новые виды обязательного страхования. «Если государство чего-то не может, оно дает гражданам возможность через страхование решить эту проблему»,изложил он идеальную, с точки зрения страховщиков, модель госрегулирования. Иванов напомнил, что с появлением новых видов обязательного страхования (с нового года заработает страхование ответственности опасных производств, а сегодня в Госдуме будет рассматриваться во втором чтении закон об обязательном страховании транспортных компаний) «в страховом бизнесе открываются большие возможности».

В ответ на запросы бизнеса Иванов ответил, что государство готово к приватизации крупных компаний. Государство «может, и неэффективный собственник, но научилось считать». Рынок просел. Если бы распродажа госактивов началась сейчас, вы бы сами нас обвинили в разбазаривании средств, добавил вице-премьер. А во многих сферах бизнеса усилия государства будут направлены на консолидацию. Это необходимо, по мнению Иванова, для авиации, банковского и страхового бизнеса.

Большие надежды вице-премьер возлагает на оснащение государственного транспорта приемниками ГЛОНАСС. По его словам, это сразу дает экономию в 30–40% на топливе и ремонте, так как становятся невозможными левые рейсы. Он мечтает об оснащении ГЛОНАСС всех московских мусоровозов. «Не все отходы выезжают на сертифицированные полигоны. Многое сваливается в 10–15 км от МКАД. Мы с этим столкнулись, когда начали строить взлетно-посадочную полосу в Шереметьево», — пожаловался Иванов.

Сергей Иванов предупредил: "Считаю, мы подошли к своеобразному Рубикону, перейдя который именно частный бизнес должен стать локомотивом массовой инновационной активности".

В сюжете: Сергей Иванов, Михаил Шамолин, Андрей Елинсон, Сергей Асланян, Валерий Фадеев, Владимир Шмаков, Сергей Цикалюк


ЛЮДИ

Лямов Николай Сергеевич

Лямов Николай

Сергеевич

Емельяненко Людмила Николаевна

Емельяненко Людмила

Николаевна

Линев Денис

Валерьевич

Храпач Сергей

Валентинович

10.10.2011

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
07.10Внедрить стандарт электронного билета на автобусы
01.04Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы

Архив новостей »