Новости

Легализация такси: к чему приведет "охота на ведьм"?

Источник:www.finam.ru

Власти надеются воплотить в жизнь свою давнюю мечту - легализовать деятельность всех частных извозчиков в России. Таксисты - в панике: за четыре месяца, к 1 января, необходимо получить новые разрешения на работу и выполнить требования к оснащению автомобилей. Сейчас лицензия на таксомоторную деятельность должна выдаваться бесплатно, она будет действовать в течение пяти лет. Однако во многих регионах царит полная неразбериха. "Многие не знают, где и как получать эти разрешения, какие к этому требования и сколько это стоит. Есть информация, что в Ивановской области за такую бумагу просят 200 рублей, в Нижегородской - 1000, а в Краснодарском крае требуют уже 5-8 тысяч. Это местные власти устанавливают свои порядки, и на чем основываются эти решения - не понятно", - рассказал Ярослав Щербинин, председатель межрегионального профсоюза "Таксист".

Федеральный закон "О такси", предусматривающий новые правила, вступил в силу 1-го сентября. Однако полноценно он начнет действовать с начала будущего года - с этого времени за неисполнение требований вводятся административная ответственность и штрафы (по разным данным, от 5-ти до 10-ти тысяч рублей). В Москве из 40 тысяч столичных "бомбил" (именно столько, по данным мэрии, незаконно разъезжают по улицам города), за бесплатными разрешениями на таксомоторную деятельность пришли пока 5,5 тысяч человек. Придут за лицензиями только половина, а дефицит остальных 20 тысяч машин приведет к росту стоимости проезда для пассажира, уверяет Ярослав Щербинин. Эксперт считает, что под закон попадут в основном легальные перевозчики - именно их будут проверять, наказывать и штрафовать, а "нелегалы" как были вне правового поля, так и останутся.

С "бомбилами" боролись еще при советской власти, в 1964-ом году даже возбуждали уголовные дела, но все безуспешно, так и не смогли их извести, комментирует ситуацию Сергей Храпач, председатель наблюдательного совета ассоциации "Межрегионавтотранс": "Нынешние власти пошли по более здравому пути, не пытаясь изничтожить частников, а легализовать. Выставили "нелегалам" вполне выполнимые условия, не требующие больших денежных затрат. Все, что требуется, это зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или юридического лица. Потом бесплатно в рамках "одного окна" получить разрешение на таксомоторные перевозки, оклеить машину "шахматной сеткой", установить таксометр и спокойно работать". Также по новому закону легковое такси каждые шесть месяцев будет проходить государственный техосмотр. Перед выездом вводится обязательный медицинский осмотр водителя, проверяется техническое состояние и самой машины.

По сути, для человека, который занимается подобной деятельностью, радикально ничего не изменилось, подчеркивает Сергей Храпач: "Этот закон - большой плюс для отрасли, правила придумали адекватные и легко исполняемые". Единственная сложность - в некоторых регионах, в частности в Московской области, поставлена задача через три года ввести единый цвет для машин. "Очень многое отдано на откуп регионам, - возмущен Ярослав Щербинин. - Людям дали возможность установить свои порядки, многие это неправильно поняли и не только ломят цены за разрешения, но еще и заставляют перекрашивать автомобили, в том числе и новые. Можно представить какой убыток будет нести предприятие, имея 10-15 машин - здесь и 200 тысячами рублей не обойдешься, а для регионов - такие деньги очень существенные. Да и таксометр - очень непонятный аппарат, никто не знает, какой конкретно надо покупать и устанавливать, чтобы не было в дальнейшем претензий со стороны проверяющих органов, которые заставят его переустановить. А стоит таксометр - от тысячи до 15-ти тыс. рублей. Все эти затраты, естественно, лягут на пассажиров".

И все же этот закон - одна из немногих полезных транспортных инициатив, отмечает Алексей Безбородов, глава аналитического агентства InfraNews. А противники, по его словам, всегда найдутся: "Куда ни поедешь - в Эстонии, на Украине и на далеких Британских островах - везде есть регулирование таксомоторной деятельности, с лицензиями и налогообложением. В большинстве стран, даже если такси стоит рядом с вами, вызвать его можно только через диспетчера, поднятием руки порой машину не "поймать"". Главное, по словам эксперта, чтобы в России не случился греческий момент, где лицензия для таксистов стала стоить невообразимых денег. Этим летом греческие таксисты в течение трех недель бастовали - перекрывали дороги, блокируя гавани и аэропорты. Участники акции высказывались против намерения правительства свободно выдавать лицензии на вождение такси. Упростить лицензирование такси греческие власти решили для борьбы с кризисом. Ранее владельцы разрешений на извоз могли перепродавать их за крупные суммы или сдавать в субаренду.

Российский же закон чреват отсутствием адекватного рычага для воздействия на нелегальных перевозчиков, отмечает Сергей Храпач. На всех столичных "бомбил" попросту не хватит маршрутки Россииполицейских, которым технически изловить или напугать всех нарушителей будет очень сложно. И все же легализация таксомоторных перевозок в России частично решит одну из трех глобальных проблем в сфере автомобильного транспорта, считает Храпач. "Вообще по действующему в нашей отрасли федеральному закону, короткое название которого "Устав автомобильного транспорта", прописано три вида перевозок. Это регулярные перевозки (к каким относятся маршрутки и прочий городской транспорт), заказные перевозки (пассажиров на автобусах) и таксомоторные. По всем трем вопросам есть большие проблемы, связанные с отсутствием нормативных актов, которые бы регулировали эти процессы, и отсутствием необходимой инфраструктуры, которая бы обеспечивала нормальное функционирование этих объектов.

Сложная ситуация и с маршрутками в России, изначальное появления которых на городских улицах происходило не по закону, а "по понятиям". И если в Москве сейчас нет отраслевого закона, который регулировал бы распределение машин по маршрутам, то что же говорить о регионах. "Там нет вообще никаких нормативных актов относительно перевозки пассажиров, - отмечает Сергей Храпач. - И, соответственно, инструментарий давления на нелегальных перевозчиков, или тех, кто дает некачественную услугу, приблизительно такой же, как с таксистами, - маленькие штрафы и сложный процесс доказывания. Любые протоколы в суде "рассыпаются" по причине несовершенства законодательства".

Что касается больших автобусов междугородних сообщений, то здесь история еще интереснее. В Москве, например, на три тысячи автобусов, которые ежедневно въезжают в город, существует лишь 26 перронов для отправления. По технологии обслуживания пассажиров, автобус должен находиться на перроне 15 минут. Если сложить всю формулу, получается, что у нас нет и десятой части необходимого количества инфраструктуры, или автовокзалов и автостанций, подсчитал Сергей Храпач. От этого страдают как пассажиры, так и перевозчики. Как общий итог всех эти транспортных проблем - отсутствие единого федерального закона, который бы определил порядок организации межрегиональных пассажирских перевозок, считает эксперт. Новый проект закона, по его словам, сейчас находится в Госдуме, но к нему есть большие вопросы, пройдет он или нет - неизвестно. Прежний же законопроект, кстати, вполне адекватный, прошел второе чтение, но так и "умер" в коридорах парламента.

08.09.2011

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

02.02Актуальное расписание Москва-Волгоград
30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы
07.04117 млн. руб. убытка или как управляет траспортом аффилированная компания

Архив новостей »