Новости

«Транспортная безопасность создает опасность транспорту»

«Законы пишутся для обыкновенных людей,

поэтому они должны основываться на

обыкновенных правилах здравого смысла»

Т.Джефферсон

В 2007г. был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 16-ФЗ «О транспортной безопасности». Его целью являлось устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Как планировалось ее обеспечить? По замыслу авторов закона - путем категорирования объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) с последующей оценкой уязвимости. Под категорирование попали все объекты транспортной инфраструктуры, включая автобусы. Но если процесс категорирования автовокзалов еще можно представить и обосновать логикой, то цель категорирования автобусов вызывает вопросы. Одним из критериев категорирования – количество актов незаконного вмешательства, т.е. терроризма. После категорирования наступает еще более интересный этап – оценка уязвимости. Этот процесс платный и проводиться должен только специализированной организацией. Тариф разный и не малый, а если учесть обязательность такой оценки для всех видов ОТИ, а их более 4000 в стране, не считая 150000 автобусов всех типов, то сумма получается весьма внушительной. Но затраты на оценку уязвимости ничто по сравнению с затратами на реализацию мероприятий по обеспечению защищенности: потребуется возвести забор для исключению проникновения посторонних лиц, нанять частное охранное предприятие (ЧОП), установить видеоконтроль на объекте. Помимо ЧОП, надо будет еще создать группу немедленного реагирования, обеспечить досмотр багажа, пассажиров, установить металлодетекторы. Самый главный вопрос, а будут ли указанные меры обеспечивать транспортную безопасность и насколько они эффективны?

Забор: не надо быть олимпийским чемпионом, чтобы перекинуть гранату или сумку с взрывчатым веществом через этот забор, пусть даже высота его будет 7 метров. Перелезть через забор тоже труда не составит. Т.е. забор не является тем средством защиты, которое позволит оградить автобусы и пассажиров от летящей гранаты. И роль волнореза от взрывной волны подорванного у забора автомобиля он тоже не сыграет. Вывод: забор не обеспечит ОТИ от незаконного вмешательства. Разве только от хулиганов, но они не несут террористической угрозы. В крайнем случае, после взрыва с его остатков можно будет соскрести останки террориста-смертника для последующей идентификационной экспертизы.

Видеонаблюдение: сможет пригодиться для документирования последствий теракта, например, узнать, куда отлетела голова террориста. Выявить террориста на подходе к ОТИ с его помощью не удастся. Т.е. видеоконтроль не сможет предотвратить теракт. По данным ГУВД г.Москвы в 2009г. в Москве, где насыщенность видеонаблюдением самая большая в стране, только 6% правонарушений раскрывается с его помощью. Вот и вся эффективность.

Металлодетекторы: существующими законами в России нельзя гражданина принудить предъявить багаж для досмотра на автовокзале. Любой гражданин может отказаться от этой процедуры. И террорист может сделать самодельное взрывное устройство из взрывчатого вещества, не содержащего металл и снарядить его щебнем, который также не выявляется металлодетектором. Такой метод называется «палестинским» и эффективно (для террористов) используется в Земле Обетованной. Т.е. вероятность выявления такого взрывного устройства с помощью металлодетектора стремиться к нулю, особенно с учетом нашего законодательства.

Частное охранное предприятие: согласно Федерального закона от 11.03.1992г. №2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности», оно не может принудить граждан представлять свой багаж для досмотра, не имеет права проводить личный досмотр пассажира и не правомочен задерживать лиц, подозреваемых в терроризме или других правонарушениях и преступлениях. Его задача – охранять периметр ОТИ. Но террорист может произвести взрыв вовсе не прорываясь к стоящему на перроне автобусу или в комнату отдыха водителей, или в медкабинет, не говоря уже о ремонтной зоне. Ему достаточно пройти в кассовый зал, доступ к которому из-за специфики работы не может быть ограничен. Т.е. наличие ЧОП не влияет на выявление террористических устремлений. Опытом доказано, что никакие самые строгие режимные меры не обеспечивают 100% охрану. Достаточно сказать, что эти меры не мешали советским военнопленным в годы Великой отечественной войны бежать из фашистских концентрационных лагерей.

Продажа билетов по паспортным данным: террористы – это профессионалы, никогда не будут покупать автобусный билет на свою фамилию, ибо всегда имеют паспорта на другие данные. Можно предположить, чтоб Ш.Басаев пытался купить билет на свою фамилию? Кажется абсурдным? Так и есть. Максимум, для чего нужно это требование – после совершения акта терроризма узнать под каким именем был исполнитель. Но это уже не сможет спасти убитых людей. Т.е. эта мера не станет превентивной для предупреждения акта незаконного вмешательства.

Таким образом, предлагаемые требования по обеспечению транспортной безопасности не адекватны террористической угрозе и не смогут ее предотвратить Тогда возникает самый главный вопрос – кому это надо? А надо это, во-первых, организациям, которые проводят оценку уязвимости. В России сейчас более 4000 ОТИ, не считая автобусов, средняя стоимость работ – до 1 млн.руб. Вот и представьте себе объем рынка, с учетом того, что на нем действует не более трех десятков специализированных организаций. Во-вторых, это выгодно органам власти и управления – организовано столько новых подразделений по обеспечению транспортной безопасности, их территориальных органов и т.д.

По сути, вышеперечисленные мероприятия направлены на выявление и предупреждения актов незаконного вмешательства. Особенно это очевидно из Приказа Министерства транспорта РФ от 08.02.2011г. № 42 «Об утверждении Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», в котором, например, от владельцев ОТИ требуется выявить физических лиц и материальные объекты подготавливающих и/или совершающих акт незаконного вмешательства путем проверки документов, наблюдения и собеседования в целях транспортной безопасности в зоне свободного доступа, зоне транспортной безопасности ОТИ и на КПП на их границах или выявить нарушителей, совершение или подготовку к совершению АНВ путем патрульного объезда (обхода) периметра зоны транспортной безопасности ОТИ не реже одного раза в 6 часов. Но именно эти задачи определены законодателем для органов МВД РФ и ФСБ РФ, которые имеют все необходимые силы и средства для этого. Не дело перевозчиков гоняться за террористами. Это дело правоохранителей. Например, в отношении террористических актов обязанность по их выявлению, предупреждению и пресечению возложена на органы федеральной службы безопасности (пункт «д» статьи 12 Федерального закона от 03.04.995 № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности». Государство, переложив эти функции на собственников ОТИ, расписалось в своем бессилии справиться с терроризмом. Согласно ст. 2 и 45 Конституции Российской Федерации, защита прав и свобод человека и гражданина (включая права на жизнь, охрану здоровья и собственность) является обязанностью государства, а вовсе не граждан и не предпринимателей. А теперь представьте себе автовокзал будущего: здание обнесено высоким забором с колючей проволокой, по углам и в центре видеокамеры, периметр патрулируется людьми в форме, везде шлагбаумы и заборы, зона отчуждения. А представьте, на что будет похожа обычная остановка общественного транспорта, которая есть в каждом городе, в случае применения всех требований транспортной безопасности? Безумная картина и безрадостная. Похоже на концлагерь из фильмов про войну. А еще более удручающе выглядят заброшенные ОТИ, т.к. их владельцы не смогли выполнить все предъявляемые требования безопасности – автостанции закрыли органы прокуратуры за «за неприятие исчерпывающих мер к обеспечению безопасности пассажиров и неисполнение в полной мере обязанности оказывать содействие в выявлении, предупреждении и пресечении актов незаконного вмешательства» и проблема решена – нет автостанций, значит, нет и террористической угрозы.

А есть ли выход из такой ситуации? Есть! Требования должны быть разумными. Например, надо внедрять инновационные методы. И если государство хочет обеспечить безопасность своих граждан - пассажиров, то должно и профинансировать те меры, которые ее обеспечат. Разумные требования должны выдвигать не ко всем ОТИ, а только к самым большим и вновь созданным. И внедряться они должны за бюджетные средства.

Если власть не одумается, и далее будет настаивать на реализации этих неэффективных и абсурдных мер, то Россия потеряет почти всю транспортную инфраструктуру на радость недобросовестным участникам перевозок, которые тут же наладят перевозки «от столба». От автовокзала-то запрещено прокуратурой

Хочется все-таки надеяться, что власть наконец-то обратит внимание на эту самую актуальную проблему отрасли и слова Т.Джефферсона, приведенные в эпиграфе статьи, не окажутся пророческими.

Как говорил великий комбинатор О.Бендер, спасение утопающих – дело рук самих утопающих, мы, транспортники, должны сами защитить свои ОТИ. Определенная динамика в этом есть, все чаще оспариваются в суде бредовые указания органов надзора. Ассоциация «Межрегионавтотранс» проводит регулярный мониторинг обстановки и готовит ряд предложений по оптимизации требований транспортной безопасности во имя спасения отрасли, а то получается, что обеспечение транспортной безопасности представляет опасность для отрасли.

Правление Ассоциации

25.08.2011

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
07.10Внедрить стандарт электронного билета на автобусы
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы
07.04117 млн. руб. убытка или как управляет траспортом аффилированная компания

Архив новостей »