Новости

Закон о такси в деталях....

www.protaksi.ru

Комментарии к закону о такси

Таксистам придется быть внимательней к пассажирам

1 сентября в России начинается процесс легализации такси. Закон, подписанный президентом, вызвал достаточно много вопросов и нареканий. Вместе с представителями таксомоторного бизнеса, экспертами и юристами мы взялись за изучение этого документа и рассмотрели все спорные моменты.

Продолжение.

Сколько нужно такси, чтобы уехать на дачу?
Лицензия разрешает таксисту работать только в том регионе, где он получил этот документ. Следуя букве закона, если московского извозчика поймают в Ярославской области, то ему грозит штраф как за отсутствие лицензии в размере 5 000 рублей. На днях было подписано соглашение, которое позволит таксистам Москвы и области беспрепятственно работать в любом из этих регионов. Но, считают таксисты, этого недостаточно:
— Мы предоставляем услугу «такси на дачу». Каждую неделю наша фирма возит 20-30 пассажиров в Тульскую, Тверскую и другие области. И как теперь быть? — спрашивает управляющий таксомоторой фирмы Александр Васютин. — Если мэрия не заключит такие соглашения с регионами, то нам придется несладко. А клиентов мы будем вынуждены на границе регионов передавать местным извозчикам.

Перевозчики просят, чтобы власти ввели единый по всей стране документ по типу ОСАГО. Ведь некоторые таксомоторные компании работают не только в пределах одного субъекта, а сразу в двух — пяти областях.
— У нас сейчас машина ушла в Казахстан, — рассказывает корреспонденту ProTaksi.ru заместитель гендиректора междугороднего такси «ТК-77» Олег Амосов. — Она пересечет 15 областей и приедет в другое государство. И что делать в такой ситуации — 15 лицензий оформлять? А то, что разрешение будут выдавать бесплатно — так это замечательно.

По словам бизнесмена Игоря Ладынина, в столичных компаниях трудится около трети иногородних извозчиков, которые могут остаться без разрешений. И тогда, считает он, в Москве начнется дефицит такси.
— Все это глупости. В законе такого нет. Никто не запрещает людям, к примеру из Ставрополя или Твери, получить и московскую и местную лицензию, — говорит эксперт Максим Трошин.

Неисправных машин в такси не будет


Двойной контроль
С начала осени таксисты обязаны иметь при себе документы, подтверждающие, что перед выходом на линию они прошли медосмотр и показали автомобиль механику. А каждые полгода таксомоторов ждет еще и обязательный техосмотр:
— Я считаю, что это вообще лишнее, — поделился с корреспондентом ProTaksi.ru Ярослав Щербинин. — Потому что наказания за выезд на неисправном автомобиле или в состоянии алкогольного опьянения предусмотрены в Гражданском кодексе, который пока никто не отменял. К тому же, водитель в первую очередь заинтересован в исправности своей машины, поскольку от этого зависит его жизнь. И если он нормальный человек, то он просто не поедет работать на авто, у которого, к примеру, есть проблемы с рулевым управлением, тормозами или какие-то еще... А если водитель сел за руль в нетрезвом виде — он опять же будет отвечать согласно действующему законодательству. Так зачем же дополнительно усложнять жизнь таксистам?

— Вот я получу, может быть, мэрскую лицензию. А если меня попросят в три часа ночи отвезти человека в аэропорт, где я буду медика искать? Глупости какие-то. И президент говорил о либерализации, отмене техосмотра, а тут придется два раза в год его проходить... Зачем? — возмущается таксист Андрей Колкин.

Впрочем, для пассажиров этот пункт закона является плюсом. Клиент такси будет уверен, что его везет здоровый человек на исправной машине. Инструкции о проведении медицинского и автомобильного осмотров еще не готовы, поэтому чиновники не исключают, что этот пункт правил начнёт действовать только с 1 января 2012 года.

II. Списки пассажиров, договор фрахтования и невыдача чека
Второй этап таксомоторной реформы начнется с нового 2012 года. В салоне каждого автомобиля должна присутствовать информация о перевозчике, а на крыше установлен опознавательный фонарь. Таксист обязан выдавать пассажирам чеки или квитанции, а в каждой машине находиться таксометр. Много говорилось о том, что извозчиков обяжут покупать тахографы (устройства для контроля времени, которое водитель проводит за рулем) и навигационные системы «ГЛОНАСС». Впрочем, от них пока отказались. Таксисты не понимают, зачем нужны счетчики:
— Зачем, они же стоят дорого! Кроме того, будет много путаницы из-за разницы в тарифах. А ведь их еще обслуживать придется, — ругается директор таксомоторной компании Артем Хуснин.

Представители таксомоторных фирм считают, что выдача чеков или квитанций необходима только по требованию пассажира. Если человеку нужно только доехать от дома до метро, ему самому в первую очередь неинтересно ждать, пока водитель выпишет квитанцию. А вот если пассажир потребует чек, а таксист ему откажет — за это уже штрафовать. Тем более, что штрафы за невыдачу отчетных документов и договоров (о которых чуть ниже) составят до 200 000 рублей.

— Установка таксометров — вроде бы, это правильно, так и должно быть, но пока не будут введены единые тарифы, смысла в таксометрах вообще нет... — говорит Ярослав Щербинин.

Этот прибор в Москве стоит 1300 до 15 000 рублей. За установку нужно отдать около 2 000 рублей. Но есть один важный нюанс, который смущает автовладельцев. Дело в том, что установка таксометра не предусмотрена изготовителями машин. Следовательно, при установке такого прибора на автомобиль на гарантии, он может ее лишиться.

Невыдача чека может стоить таксисту целого состояния


Взять и отменить
— Они бы хоть определились тогда, какие именно модели устанавливать, привели бы к какому-то общему показателю, — считает Щербинин. — Есть, конечно, и такие приборы, для установки которых не нужно лезть внутрь машины, но они и стоят намного дороже, — говорит он.

Тем не менее, в мэрии Москвы заявили, что в данном случае претензии таксистов необоснованны. По словам чиновников, следуя логике перевозчиков, надо отменить также кассовые аппараты в магазинах, потому что когда выбивается чек, человек может опоздать, к примеру, на троллейбус. «Ерунду они вам говорят про единые тарифы и большие временные затраты. Современные таксометры программируются под индивидуальные задачи. И, наконец, нельзя забывать, что этот прибор — одна из форм финансового контроля над таксистами, которые на сегодняшний день практически все работают «втемную», — отметил эксперт Трошин.

Договор фрахтования
Пункт закона, обязывающий таксиста заключать договор фрахтования с пассажиром, вызвал больше всего споров и критики. Да к тому же отсутствие этого документа чревато огромными штрафами: 5 000 рублей придется отдать незадачливому водителю, 50 000 рублей наказание для должностного лица, а фирма в этом случае лишиться сразу 200 000 рублей.

— Это получается, что мне нужно будет у каждого пассажира паспорт брать и переписывать оттуда данные или отказывать пассажиру, если у него нет с собой документа удостоверяющего личность? — интересуется управляющий компанией такси Андрей Рыльников.

— Вы представляете, что значит заполнить договор? А если человек опаздывает на самолет или встречу? — возмущается перевозчик Артем Хуснин.

Юристы считают, что все намного проще и беспокоиться не стоит:
— Договор фрахтования обязывает перевозичка предоставить клиенту транспортное средство. В нем указывается место подачи машины и куда пассажира нужно отвезти, — рассказывает юрист Андрей Столбунов. — Бояться тут нечего. По форме это может быть бланк, который таксист сможет заполнить за пару минут, пока ждет клиента.

С ним согласна и юрист Ангелина Коробова:
— Добавлю, что с введением этого договора перевозчик начинает нести ответственность перед пассажирами согласно Граждансому кодексу и Закону о защите прав потребителей. Таксомоторная фирма будет отвечать за причиненный вред здоровью и перевозимому имуществу, — рассказывает специалист.

Юристы сошлись во мнении, что договор фрахтования это шаг в сторону цивилизованного рынка такси. Ведь, если по вине таксиста пассажир попадет в аварию, опоздает на самолет или ему придется заплатить какие-то лишние деньги, он будет иметь право предъявлять требования, связанные с ненадлежащим осуществлением перевозки, перевозчику.
— Сейчас наказать недобросовестного таксиста практически невозможно, — говорит Коробова. — Чеков они не дают, со службами такси водители документально не связаны. Они всегда могут сказать, что вас впервые видят или поездка обошлась дороже, потому что вы сами попросили шофера везти вас длинным маршрутом.

III. Окраска
С 1 января 2015 года должен вступить в действие пункт 3 ст.11.141 КоАП РФ — штраф от 3 до 50 тысяч рублей за отсутствие на транспортном средстве, используемом для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, цветографической схемы легкового такси и (или) опознавательного фонаря на крыше. В Москве окраску таксомоторов в единый цвет пока отменили. По словам автоэкспертов, перекрашивать машину вовсе необязательно: существуют специальные виниловые пленки, которыми можно оклеить кузов автомобиля.

Мнение ProTaksi.ru: Не так страшен закон, как его малюют
Закон о такси рано или поздно должен был появиться. Государство планирует сделать бизнес, который на протяжении 20 лет находился в тени, прозрачным и понятным. Напомним, по разным оценкам только в одной Москве ежедневно на линию выходят от 40 до 50 тысяч таксомоторов. По разным оценкам, извозчики зарабатывают от 1.4 до 5 млрд долларов в год. Желание власти пересчитать всех таксистов и потребовать, чтобы те платили налоги в полном объеме, справедливо. Недочеты в законе, конечно, есть, но на примере московских властей видно, как они их исправляют. То есть, по большому счету, притеснять таксистов и создавать им невыносимые условия для работы, власти не собираются.

Перевозчики будут в выигрыше
Недовольные законом делятся, как мы выяснили, на две категории. К первой относятся те, кто не читал документ, но что-то о нем слышал и осуждает. Во вторую же входят люди, которые принципиально считают злом контроль со стороны властей, громадные штрафы за невыдачу чеков и несоблюдение элементарных требований. Однако о плюсах легализации никто не говорит.
Если закон заработает, официальные таксисты, наоборот, только выиграют. Во-первых, они избавятся от конкурентов — бомбил (в ближайшее время мы расскажем, как это будет происходить). Во-вторых, получат бесплатные стоянки для работы возле метро, транспортных узлов, аэропортов. Кроме того, напомним, что официальные такси имеют право передвигаться по полосам для общественного транспорта, которых в Москве всё больше. В-третьих, им будет проще привлекать инвестиции на развитие бизнеса. К примеру, в настоящее время индивидуальный предприниматель-таксист не может взять машину в кредит, поскольку его «официальный» доход не устраивает банк. В-четвертых, бизнес таксопарков станет стабильнее. Когда нужно будет вложить крупную сумму, чтобы просто открыть таксопарк, действующим компаниям не нужно будет бояться демпинга со стороны новичков. Таксопарки смогут заняться работой над качеством своих услуг. Наконец, у легальных таксистов открывается уникальная возможность зарабатывать намного больше, так как многие из пассажиров, которые ранее ездили с «бомбилами», потому что не видели разницы по качеству (а это не меньше половины от общего числа пассажиров), с удовольствием пересядут на по-настоящему легальное такси.

И, наконец, проще будет самим клиентам такси. Цена не снизится, но и вряд ли вырастет. При должном исполнении закона должно улучшиться качество оказываемых услуг. В прошлое должны уйти обманы, вымогательства и хамство со стороны диспетчеров и водителей такси. Потому что с 1 сентября службы такси перестанут быть виртуальными, а значит, за свои проступки будет отвечать в соответствии с законом.

08.07.2011

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
07.10Внедрить стандарт электронного билета на автобусы
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы
07.04117 млн. руб. убытка или как управляет траспортом аффилированная компания

Архив новостей »