Новости

"Тряхните всю транспортную милицию"

источник: http://www.kommersant.ru

Вчера президент Дмитрий Медведев провел совещание, посвященное безопасности на транспорте (Центральный автовокзал). Глава государства сообщил, что в связи с терактом в Домодедово уже подписал указ об освобождении от должности начальника управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу Андрея Алексеева, однако подчеркнул, что этим все закончиться не должно. Главе МВД Рашиду Нургалиеву, уволившему начальника ЛУВДТ Домодедово и двух его замов, президент предложил "тряхнуть" всю транспортную милицию, а также подчеркнул, что предметом работы правоохранительных органов должна стать деятельность руководства аэропорта.


На совещание, помимо главы ФСБ Александра Бортникова, который требования главы государства выслушал еще накануне на коллегии ФСБ, в Горки были приглашены глава МВД Рашид Нургалиев и генпрокурор Юрий Чайка, а также министр транспорта Игорь Левитин и руководитель РЖД Владимир Якунин. Президент начал с того, что ситуация с обеспечением безопасности транспортных узлов даже без учета теракта в Домодедово является неудовлетворительной. Отметив, что транспортные объекты очень уязвимы, господин Медведев напомнил, что после мартовских взрывов в метро подписал указ, которым ставилась задача оснастить такие объекты "устройствами для поддержания безопасности, средствами информирования населения". В 2007 году, по его словам, после терактов на двух самолетах, вылетевших из Домодедово, был принят закон о транспортной безопасности. До 2014 года должна быть создана комплексная система обеспечения безопасности на транспорте и предотвращения терактов. Все эти документы, как подчеркнул президент, "достаточная нормативная база для того, чтобы оценивать уязвимость объектов транспортной инфраструктуры". Однако по его словам, не все положения законодательства, по данным Генпрокуратуры и контрольного управления президента, исполняются, а количество нарушений растет.

"Сейчас я говорю не только про авиаузлы, я говорю и про железнодорожный транспорт, про автомобильные вокзалы. Это происходит повсеместно,— заявил Дмитрий Медведев.— С кем бы я ни общался, люди говорят: после терактов в ряде случаев на транспортных объектах были включены рамки, они работали, и всех через них прогоняли, а потом бросили это делать". Раскритиковал глава государства и транспортную милицию, которая, по его словам, занимает "пассивную позицию". "В лучшем случае трясут мигрантов, для того чтобы проверить их регистрацию и соответствующим образом распорядиться своими полномочиями",— заметил Дмитрий Медведев.

Генпрокурору президент поручил провести проверку крупнейших транспортных объектов на предмет соблюдения ими норм законодательства. "Я не хотел бы предвосхищать результаты масштабной прокурорской проверки,— при этом подчеркнул президент.— Но могу сказать, что все должностные лица, которые отвечают за организацию процесса, должны быть приведены в чувство, а те, кто не работал, соответствующим образом наказаны". При этом Дмитрий Медведев сообщил, что сам он только что подписал указ об освобождении от должности начальника управления на транспорте МВД по Центральному федеральному округу Андрея Алексеева.

Начальником управления Андрей Алексеев не проработал и полгода. На эту должность президент назначил его своим указом 4 августа 2010 года в ходе реформы департамента обеспечения порядка на транспорте (сейчас он стал главком министерства). В результате слияния Московского УВД на воздушном и водном транспорте и Московского УВД на железнодорожном транспорте (МУВДТ), которое в течение десяти лет возглавлял генерал Алексеев, и была образована новая структура.

При этом в милиции Андрей Алексеев всегда был на хорошем счету. Достаточно сказать, что еще в 1996 году он был награжден орденом Мужества за освобождение заложников, захваченных террористом в Омском театре драмы. Тогда замначальника УВД Алексеев обменял себя на 18-летнюю заложницу. Возглавив же в 2000 году МУВДТ, генерал Алексеев, по словам его коллег, проявил себя опытным и инициативным руководителем. При его непосредственном участии были открыты центры кинологической службы, полигон для тренировок личного состава в том числе по предотвращению терактов, им был внедрен портативный карманный терминал по поиску преступников "Розыск-Магистраль". Генерал выступал за то, чтобы оснастить железнодорожные вокзалы рентгеновскими установками, внедрить мобильные средства обнаружения следов взрывчатки на коже и одежде человека "Взрыв" и устройство локализации взрывной волны "Фонтан", позволяющее уменьшить поражающую способность взрывных устройств в несколько раз.

"Но на этом все закончиться не должно. Это верхние начальники",— предупредил между тем президент Медведев и поинтересовался у главы МВД принятыми после теракта в Домодедово мерами. Господин Нургалиев сообщил, что в связи с просчетами в организации общественного порядка, отсутствием контроля за несением службы и слабой оперативной осведомленностью о "возможных актах незаконного вмешательства в деятельность авиакомплекса" тоже принял меры, уволив начальника линейного управления внутренних дел на транспорте (ЛУВДТ) в Домодедово Александра Трушанина и двух его заместителей.

В МВД официально комментировать увольнения руководителей ЛУВДТ отказались. В свою очередь коллеги полковника Трушанина указали на поспешность выводов министра Нургалиева. По их словам, ведомственная инструкция к федеральным авиационным правилам "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденным Минтрансом в ноябре 2005 года, предписывала сотрудникам аэропортовской милиции проводить только выборочные проверки граждан при входе в здания аэровокзалов, а тотальный досмотр вводился только при объявлении уровня повышенной опасности. Закон же об объявлении этих самых уровней до сих пор не принят. Напомнили они и о том, что в июле прошлого года полковник Трушанин вместе с двумя своими подчиненными, переодевшись во врачей, обезвредил Магомеда Патиева, захватившего в аэропорту Домодедово Ту-154 со 104 пассажирами и требовавшего организовать ему встречу с премьер-министром России Владимиром Путиным.

В то же время официальный представитель Московского межрегионального следственного управления СКР на транспорте Татьяна Морозова сообщила "Ъ", что в 2010 году это ведомство "не раз обращало внимание на ненадлежащую работу ЛУВДТ Домодедово, сотрудники которого вместо охраны общественного порядка и обеспечения безопасности пассажиров занимались поборами". По словам госпожи Морозовой, среди сотрудников ЛУВДТ были выявлены многочисленные факты вымогательства денег у пассажиров, прибывающих из Средней Азии. Сами жертвы милицейского произвола утверждают, что "получение денежных средств сотрудниками постовой службы милиции в Домодедово было поставлено на поток". При этом, как говорит госпожа Морозова, "представления следователей всякий раз игнорировались руководством ЛУВДТ, и реальные меры по организации надлежащей работы не принимались".

Дмитрию Медведеву названные министром меры показались явно недостаточными. "Тряхните вообще всю транспортную милицию. Если люди не понимают, как надо работать, мы найдем других людей",— поручил он главе МВД. По словам президента, контроль на транспорте должен быть "ежедневным" и "навязчивым": "Придется поменять правила. Правительство в двухнедельный срок должно подготовить предложения".

Прокомментировал президент и позицию руководства аэропорта Домодедово относительно теракта. "И чтобы я не слышал больше этих слов со стороны руководства крупных транспортных предприятий — "мы за это не отвечаем, за это отвечает милиция или еще кто-то",— предупредил он.— Если люди, берущие в свои руки организацию транспортного процесса, рассуждают таким образом, это в высшей степени безнравственно. Более того, это предмет для работы правоохранительных органов. Вчера следственным комитетом было возбуждено уголовное дело, пусть проверят, кто как работал в этот период".

В заключение Дмитрий Медведев поручил продумать более активную систему оповещения о террористических угрозах в аэропортах, на железнодорожных вокзалах и в метро. "Надо говорить об этом и с экранов мониторов, и по радиосвязи,— сказал он.— Надо подготовить современную программу работы. Планировали это сделать в метро, насколько я понимаю, даже там пока ничего не получилось. Сделайте это".

27.01.2011

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

11.09В Ор­ле ут­верди­ли кар­ту пас­са­жир­ских пе­рево­зок
30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
21.09Конфликт на автовокзале в Петербурге
21.08Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти

Архив новостей »