Новости

Итоги 2010 года в транспорте России

источник: www.transday.ru

Для транспортного комплекса России 2010 год оказался трудным, в каких-то моментах даже трагическим, но при всем этом он был достаточно интересным.

Год Тигра запомнился катастрофой самолета президента Польши в Смоленске, удивительной посадкой Ту-154 в Ижме, терактами в московском метро, коллапсом в московских аэропортах в конце декабря, безуспешной борьбой за Химкинский лес, скандалом с чартерами весной, "танцующим" мостом в Волгограде, забастовкой авиадиспетчеров, резким повышением проезда в электропоездах в начале года, возросшим количеством ДТП с автобусами.

Но при всех этих неприятных событиях, в 2010 году, наконец, серьезно заговорили о решении транспортных проблем Москвы, авторынок показал рост, благодаря программе утилизации старых авто, было принято решение о воссоздании дорожных фондов, малая авиация получила свободу, благодаря открытию трассы Чита – Хабаровск впервые в истории нашей страны появилась возможность доехать напрямую на автомобиле из Москвы во Владивосток, в аэропорту "Внуково" открылся новый пассажирский терминал, в "Шереметьево" начал работу новый терминал E, в "Толмачево" открылась новая взлетно-посадочная полоса, авиакомпания "Сибирь" вступила в международный альянс oneworld.

Продолжилось также развитие метрополитенов в городах страны, была реформирована транспортная милиция, для водителей был вновь введен "сухой закон", а транспортные компании обязали оборудовать междугородние автобусы ремнями безопасности не только на Щелковском автовокзале, изменились ПДД.

Кроме того, в феврале было принято решение о передаче авиаактивов "Ростехнологий" "Аэрофлоту, начала деятельность ОАО "Федеральная пассажирская кампания", было принято решение о создании ОАО "Вторая грузовая компания" и продаже многих "дочек" ОАО "Российские железные дороги", "Сапсан" начал курсировать в Нижний Новгород, а поезд Allegro вышел на маршрут Санкт-Петербург – Хельсинки.

Помимо этого в самолетах разрешили устанавливать оборудование для пользования мобильными устройствами во время полета и в конце декабря "Аэрофлот" первым среди всех предоставил возможность пассажирам на одном из самолетов звонить во время полета. Во всех сегментах перевозок был показан рост, за исключением пассажирских перевозок железнодорожным транспортом, а авиакомпании перевезли рекордное число пассажиров в новейшей истории России. Был дан старт большой программе приватизации госсобственности на 2011-2013 гг.

Редакция Информационного агентства "Транспорт сегодня" предлагает вашему вниманию 10 главных по нашей версии событий года в транспортной отрасли России. Мы не стали выделять события по степени важности, а просто разместили их в хронологическом порядке. Что из перечисленного нами наиболее важно решать Вам.

Автохлам в утиль


В Международный женский день впервые в истории России стартовала федеральная программа по утилизации старых автомобилей. Любой россиянин, имеющий в своем распоряжении автомобиль, произведенный в 1999 году или раньше, смог сдать свой автомобиль на утилизацию и получить сертификат на сумму 50 тыс. рублей для покупки нового автомобиля отечественной сборки.

Минпромторг РФ направил дилерам в рамках первого этапа 11,6 млрд рублей из федерального бюджета, выдав около 406 тыс. свидетельств. Из числа выданных свидетельств, продано 260 тыс. автомобилей. Около 80% всех выданных свидетельств приходится на продукцию "АвтоВАЗа".

Изначально предполагалось выдать 200 тыс. свидетельств на общую сумму 10 млрд руб. к ноябрю, однако они закончились еще в июне. В августе премьер-министр РФ Владимир Путин подписал постановление о выделении 10 млрд руб. на реализацию второго этапа программы утилизации. Еще дополнительно 200 тыс. сертификатов были распределены к концу декабря. В 2011 году планируется выдать еще 100 тыс. сертификатов.

Программа утилизации во многом повлияла на рост продаж новых легковых автомобилей в России после провального 2009 года. За 11 месяцев рост продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей вырос на 28% по сравнению с аналогичным периодом годом ранее – до 1 млн 706 тыс. 254 машин. В ноябре продажи выросли на 80% - до 189 тыс. 902 машин.

"В годовом исчислении рост может составить 30%. Очевидно, что программа утилизации старых автомобилей, а также повышенная доступность кредитов совпали с ростом потребительской уверенности, приведя к росту продаж во всех сегментах и по всем маркам", - отмечает Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ).

Теракты в московском метро


В утренний час "пик" 29 марта на Сокольнической линии московского метро прогремели два взрыва: первый – на станции "Лубянка" в 07:50, второй – на станции "Парк культуры" в 08:36. Впоследствии они были квалифицированы следствием как теракт. В результате взрывов погибли 40 человек, около 160 пострадали.

Теракты совершили две террористки-смертницы. Позже стало известно, что террористы использовали при взрывах в метро гексоген. Бомбы были начинены поражающими элементами: металлическими болтами и нарубленной арматурой. Мощность заряда на станции "Лубянка" составила до четырех килограммов в тротиловом эквиваленте, на "Парке культуры" – до двух килограммов.

Меньше чем через месяц после произошедшего стали известны организаторы и исполнители терактов, некоторых из них удалось задержать, а некоторые были уничтожены при попытке задержания.

В связи с терактами президент РФ Дмитрий Медведев поручил разработать программу комплексной безопасности на транспорте.

В середине лета Минтранс РФ направил в российское правительство проект "Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте". Разработанный проект программы состоит из подпрограмм по видам транспорта, включая метрополитен и пассажирский наземный транспорт, а также общепрограммных мероприятий.

К первоочередным мерам по защите общественного транспорта отнесены метрополитены и объекты железнодорожного транспорта, которые, как показали трагические события последних лет, являются потенциально привлекательными при совершении террористических актов.

Позже министр транспорта РФ Игорь Левитин заявил, что Минтранс предлагает выделить до 2014 года 45 млрд рублей на обеспечение транспортной безопасности. В частности, на обеспечение безопасности восьми метрополитенов России в 2010-2013 гг. планируется направить 12 млрд руб.

В конце июля на станции московского метро "Охотный ряд" прошла презентация пилотного проекта, который включает в себя новейшие технические средства обеспечения безопасности, в том числе специальные устройства по выявлению взрывчатых и химических опасных веществ. В конце года на станции появился пункт досмотра пассажиров и багажа, который пока не введен в эксплуатацию.

Мистическая катастрофа в Смоленске и чудесное спасение в Ижме


В России в 2010 году к счастью не произошло серьезных авиакатастроф с пассажирскими самолетами с большим числом жертв. Однако крушение борта номер 1 Польши при заходе на посадку в аэропорту Смоленска 10 апреля стало одним из самых трагических событий в мире в 2010 году.

Самолет Ту-154М ВВС Польши летел с польской делегацией в Катынь для ее участия в траурных мероприятиях на месте расстрела польских офицеров по приказу Иосифа Сталина. По предварительным данным, лайнер зацепился за верхушки деревьев при посадке в Смоленске в условиях плохой видимости из-за сильного тумана. Все 96 человек, находившиеся на борту самолета президента Польши, в том числе президент республики Лех Качиньский, его супруга и ряд других высших должностных лиц Польши, погибли. В ходе предварительного расследования было выяснено, что при посадке в кабине находились посторонние, в том числе главком ВВС республики.

Что касается катастроф в России пассажирских самолетов, то необходимо отметить крушение Ан-24 авиакомпании "Катэкавиа", выполнявшего 3 августа рейс из аэропорта Черемшанка города Красноярска. Лайнер разбился при заходе на посадку в аэропорту Игарки. После падения самолет загорелся. Погибли 11 человек – десять пассажиров и бортпроводница. Выжили три члена экипажа – командир воздушного судна, второй пилот и бортинженер.

Комиссия Межгосударственного авиационного комитета установила, что причиной крушения самолета Ан-24 стала ошибка экипажа при выполнении захода на посадку в условиях хуже метеорологических минимумов.

Еще два авиационных происшествия с самолетами Ту-154М только чудом не закончились серьезными катастрофами.

7 сентября самолет Ту-154М авиакомпании "Алроса" выполнял рейс между аэропортами "Полярный" в Якутии и "Домодедово" в Москве. На его борту находились девять членов экипажа и 72 пассажира. Через 3,5 часа полета на высоте более 10 600 метров в самолете произошел отказ электропитания, отключилось навигационное оборудование и радиосвязь. Пилоты приняли решение спуститься до 3 тыс. метров, чтобы включить вспомогательную силовую установку – аварийную систему, приводящую в действие резервный генератор.

Однако на этой высоте выяснилось также, что самолету может не хватить топлива, так как электронасосы перекачки топлива в расходный бак перестали работать и приборы показывали, что топлива осталось только 2,5 тонны. Пробив облака на высоте около 2 тыс. метров экипаж вначале хотел совершить посадку в поле, но местность там оказалась заболоченной. Далее пилоты нашли в тайге заброшенную грунтовую полосу для самолетов сельскохозяйственной авиации и когда уже стали оценивать возможность посадки на нее, штурман увидел внизу бетонную полосу бывшего аэродрома Ижма.

В итоге пилоты приняли решение приземляться именно на недействующем аэродроме Ижма (информация о котором отсутствует в современных картах), ВПП которого не приспособлена для посадки больших гражданских лайнеров. С неработающими закрылками на высокой скорости (около 400 км/час) самолет при посадке выкатился за пределы полосы и выехал в лес, в котором к счастью росли молодые деревья. Серьезных повреждений лайнер не получил.

Позже Росавиация сообщила, что причиной аварийной посадки самолета стали неполадки с бортовыми аккумуляторами.

Президент РФ Дмитрий Медведев 16 ноября вручил госнаграды экипажу этого самолета. Медведев присвоил звание Героя Российской Федерации командиру пассажирского Ту-154 Андрею Ламанову и командиру Евгению Новоселову "за мужество и героизм, проявленные при исполнении служебного долга в экстремальных условиях".

Кроме этого, Орденом мужества награждены: бортпроводники Василий Выродов, Николай Дмитриев, Елена Дмитриева, Рифкат Низамов. Этой же награды удостоены бортинженер Рафик Каримов, старший бортпроводник Елена Разумова и штурман Сергей Талалаев.

Еще одно происшествие с Ту154, которое также едва не закончилось крупной катастрофой, произошло 4 декабря. У самолета авиакомпании "Авиалинии Дагестана", следовавшего из "Внуково" в Махачкалу, вскоре после взлета отказали все три двигателя. Экипаж принял решение произвести посадку в "Домодедово". Перед посадкой работа одного из двигателей возобновилась. При посадке в условиях низкой видимости экипаж смог посадить самолет на грунт, после чего лайнер пересек взлетно-посадочную полосу (ВПП) и столкнулся с земляным холмом, в результате чего развалился фюзеляж. На борту было 160 пассажиров и восемь членов экипажа. Погибли два человека, более 80 пострадали. Причина катастрофы в настоящий момент не обнародована.

Фондом по бездорожью


Правительство РФ в мае приняло решение о воссоздании с 1 января 2011 года федерального целевого бюджетного дорожного фонда и формировании региональных целевых дорожных фондов субъектами РФ, что позволит формировать стабильные источники финансирования дорожного хозяйства в ближайшем будущем.

По словам премьера Владимира Путина, объем федерального дорожного фонда в 2011 году составит 387 млрд рублей.

Дорожные фонды будут аккумулировать целевые средства, направляемые на содержание и строительство дорог. Одним из источников пополнения дорожных фондов станет увеличение акцизов на бензин, топливо и моторные масла. В 2011-2013 годах предлагается увеличить ставки акцизов на нефтепродукты на 1 рубль ежегодно в расчете на 1 литр подакцизной продукции.

Одновременно, согласно законопроекту, транспортный налог будет снижен в два раза по сравнению с текущим показателем. При этом в отношении легковых автомобилей с мощностью двигателя до 150 л.с. включительно законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ предоставляется право устанавливать пониженные ставки транспортного налога вплоть до нулевой ставки.

Федеральный дорожный фонд существовал в России до 2000 года. В него поступали средства от налогов на горюче-смазочные материалы, а также транспортного налога. Использовались эти средства на ремонт и содержание федеральных автотрасс, а также на строительство новых дорог и закупку техники.

Однако правительство приняло решение о ликвидации дорожных фондов из-за того, что с 1 января 2003 года отменялся налог на пользователей автодорогами, который составлял основу формирования дорожных фондов. В пользу ликвидации сработали и многочисленные злоупотребления, вскрытые в данной сфере.

Пять станций метро на Россию


В России в 2010 году было открыто пять станций метро в четырех городах – правда одна из станций, в Новосибирске, открытая для пиара партии "Единая Россия" в преддверии региональных выборов, вскоре закрылась по решению суда из-за недоделок.

Один из самых красивых метрополитенов мира – московский – обзавелся в 2010 году двумя очень интересными станциями. 19 июня открылись две новые станции на Люблинской линии – "Достоевская" и "Марьина роща". Строительство этого участка линии началось еще в начале 90-х годов прошлого века, но из-за проблем с финансированием работы по строительству были заморожены на протяжении более 10 лет. Возобновилось строительство только в 2006 году. Таким образом, московское метро выросло до 182 станций, а протяженность путей преодолела 300 км.

Одновременно с открытием станций был презентован новый метросостав серии 81-760/761, серийное производство которых планируется начать в 2011 году.

Следом за Москвой эстафету по открытию новых станций принял на себя третий по населению город России – Новосибирск. В этом сибирском городе 7 октября была открыта станция "Золотая нива" на Дзержинской линии метрополитена, которая стала 13-й в самом восточном метро России.

Стоимость строительства станции с перегоном в 1,5 км, работы по созданию которой начались в 1992 году и неоднократно прерывались из-за недостатка денег, составила 3,27 млрд рублей. Активные работы по строительству станции "Золотая нива" возобновились в 2006 году.

Однако станция радовала пассажиров совсем недолго – 26 октября решением суда станция была закрыта на 30 суток. Судебное разбирательство было инициировано Ростехнадзором, инспекторами которого было дано лишь разрешение на эксплуатацию энергоустановки станции, действовавшее в период пусконаладочных работ. Разрешения на полноценную эксплуатацию дано не было.

Многие связывали открытие станции с предстоящими выборами в региональный парламент и пиаром партии власти для уверенной победы. Станция до сих пор не открыта, хотя по заверению властей города, все необходимые недостатки были устранены и документы для разрешения эксплуатации станции были поданы в Ростехнадзор в конце декабря.

Следом за этим открытие новых станций праздновали в один день, 30 декабря, Санкт-Петербург и Казань. В северной столице появилась 64-я станция, получившая название "Обводный канал". Станция располагается на введенном конце 2008 года участке Фрунзенского радиуса между станциями "Звенигородская" и "Волковская", однако до 30 декабря поезда проезжали ее без остановки из-за неготовности наклонного хода. "Обводный канал" стала одной из самых красивых станций в Петербургском метрополитене.

Одновременно с этим в Казани была введена в эксплуатацию станция "Козья слобода" – ставшая 7-й станцией первой линии Казанского метрополитена. Станция расположена на другом от Кремля берегу реки Казанка, разделяющей город. Благодаря открытию этой станции пассажиропоток местного метро увеличится минимум в два раза.

Лесная схватка


Одним из самых громких событий в России в 2010 году стала борьба за сохранение Химкинского леса при строительстве автомобильной дороги Москва – Санкт-Петербург. Строительство первого участка новой дороги предполагалось начать в октябре, а в июле началась вырубка лесной просеки под строительство трассы. Однако планы прокладки дороги через лес вызвали бурные протесты общественности, в том числе экологов. При этом в апреле Верховный суд РФ признал законным строительство трассы через лес.

В итоге после бурных дискуссий в обществе и многочисленных акций протеста глава государства Дмитрий Медведев 26 августа поручил правительству РФ приостановить реализацию проекта и провести новые общественные и экспертные обсуждения этого вопроса.

Однако все чиновники высказались за продолжение строительства по утвержденному проекту. В октябре Медведев встретился с экспертами, с которыми обсудил все проекты строительства трассы. Однако подробности этой встречи неизвестны. В итоге 14 декабря правительственная комиссия приняла решение возобновить строительство трассы через Химкинский лес.

Вице-премьер правительства РФ Сергей Иванов заявил, что правительство в качестве компенсации за маршрут дороги намерено увеличить с 3 до 4 млрд рублей выплаты по компенсациям в связи с экологическим ущербом при строительстве трассы. По его словам, вместо 100 гектаров вырубленного леса будет заново посажено 500 гектаров.

При этом он подчеркнул, что из 100 га вырубаемого под строительство трассы леса 80% уже вырублено. Он также сообщил, что восьмикилометровый участок трассы в районе Химкинского леса не будет предусматривать наличия дорожной инфраструктуры, дорога будет огорожена шумозащитными щитами.

Министр транспорта РФ со своей стороны отметил, что участок автотрассы через Химкинский лес будет построен к концу 2013 года. "В существующем варианте дата окончания строительства трассы – 2013 год, в альтернативном варианте – был бы 2017", - сказал Левитин. Он также обратил внимание на то, что при выборе альтернативного варианта общие потери бюджета и концессионеров составили бы 5 млрд рублей.

Медведев в конце года в интервью руководителям трех федеральных телеканалов заявил, что ситуация с Химкинским лесом закончилась позитивно, но для этого пришлось применять власть. "В конечном счете, это все закончилось положительно, на мой взгляд, но для этого пришлось применять власть. Мне пришлось приостанавливать стройку, а это очень экстравагантное решение", - сказал глава государства.

Активизация транспортных проблем Москвы


Пожалуй, главным политическим событием внутри России в 2010 году стало отрешение президентом РФ Дмитрием Медведевым мэра Москвы Юрия Лужкова, который возглавлял российскую столицу на протяжении 18 лет. На его место власть поставила бывшего губернатора Тюменской области, главу администрации президента РФ и вице-премьера РФ Сергея Собянина. Медведев, когда принял решение выдвинуть Собянина в столичные градоначальники, на встрече с ним заявил, что транспортные проблемы Москвы – одна из его главных задач на новом посту.

Собянин этот наказ главы государства понял и активизировал решение транспортных проблем столицы с первых же дней на своем посту. В частности, он впервые ввел должность заместителя мэра Москвы по транспорту (на этот пост пришел бывший замминистра транспорта РФ Николай Лямов), сменил руководителя городского департамента транспорта и связи (вместо Василия Кичеджи пришел Николай Годунов из саратовского Госавтодорнадзора), создал штаб по интенсивному строительству метро, поручил Счетной палате проверить транспортный комплекс, увеличил финансирование транспортной отрасли на 2011 год в 1,5 раза.

В числе приоритетных направлений в развитии транспорта на ближайшие годы новый мэр Москвы назвал развитие наземного общественного транспорта (в том числе трамвая), метрополитена, строительство новых парковок, решение проблем с выездами от торговых центров на крупные магистрали, завершение строительства дорожных объектов, которые уже находятся в стадии строительства и многое другое.

Одновременно с сообщением о выдвижении Медведевым кандидатуры Собянина в Мосгордуму для наделения его полномочиями мэра столицы, Интернет-издание "Транспортный сервер Москвы" (приложение к ИА "Транспорт сегодня") объявило об акции "Записки Мэру", которая проводилась до 1 ноября. Суть акции состояла в сборе предложений по улучшению транспортной ситуации в городе, по мнению, жителей Москвы и области.

Всего в ходе акции поступило 2477 сообщений. Стоит отметить, что позднее аналогичные проекты организовали департамент транспорта и связи, правительство Москвы и ряд СМИ.

В ходе акции "Записки Мэру" больше всего внимания жители города обращали на необходимость расширения дорог, строительства новых, а также возведение новых развязок. Не обошли жители города и вопрос по развитию метрополитена, общественного транспорта. Они также предлагали отрегулировать работу светофоров, оптимизировать деятельность пригородного железнодорожного транспорта, решить проблему такси, запретить движение грузового транспорта в дневное время, пересмотреть программу "Народный гараж" и многое другое.

Городское правительство 9 ноября опубликовало перечень первоочередных мер по решению транспортных проблем Москвы. Необходимо заметить, что почти все предложения предлагали читатели "Транспортного сервера Москвы" в ходе акции (первые сообщения в ходе акции публиковались в открытом доступе). В конце декабря власти Москвы подготовили также план первоочередных мероприятий по решению транспортных проблем города на 2011-2012 гг.

Allegro взял курс на Хельсинки, а "Сапсан" "полетел" в Нижний

ОАО "Российские железные дороги" (РЖД) и VR Group (железные дороги Финляндии) запустили 12 декабря скоростной пассажирский поезд Allegro, который начал курсировать между Хельсинки и Санкт-Петербургом. На финской территории поезд делает пять остановок – в Вайниккале, Коуволе, Лахти, Тиккуриле и Пасиле, на российской – одну, в Выборге. Первоначально поезд будет совершать два рейса в сутки, а с 2011 года планируется увеличить число поездов вдвое.

Время в пути между Петербургом и Хельсинки на новом поезде составило 3,5 часа вместо прежних 5,5 часов, в том числе за счет специальной формы таможенного и пограничного контроля, которую внедрили РФ и Финляндия (контроль проводиться во время следования поезда).

Билет второго класса на поезде Allegro между двумя городами обойдется в 84 евро, первого класса – 134 евро. Билет на самолет между Хельсинки и Петербургом на середину января стоит 4339 руб. "туда-обратно" со всеми сборами (время полета – 65 минут). Большой популярностью у пассажиров на направлении Петербург – Хельсинки пользуются автобусы и маршрутки, стоимость проезда в которых составляет 15-30 евро в оба конца.

Курсирующие до 12 декабря между Петербургом и Хельсинки поезда "Репин" и "Сибелиус" отменены (стоимость проезда в них составляла в один конец около 60 евро), а поезд "Лев Толстой" сообщением Москва – Хельсинки продолжил работу в прежнем режиме. Таким образом, РЖД и Финские железные дороги отменили более доступные для многих пассажиров поезда на этом направлении, а взамен пустили более дорогой Allegro.

Контракт на поставку четырех двухсистемных поездов Pendolino Sm6 был подписан в сентябре 2007 года между российско-финским предприятием Oy Karelian Trans Ltd и Alstom. Стоимость контракта составляет 120 млн евро. Стоимость проекта организации скоростного сообщения на территории России составила 79,7 млрд рублей, из них 51,7 млрд рублей – средства РЖД и 28 млрд рублей – средства Инвестиционного фонда РФ.

Кроме того, 30 июля высокоскоростной поезд "Сапсан", который правда не может похвастаться в России высокоскоростным движением из-за неразвитости инфраструктуры, начал курсировать между Нижним Новгородом и Санкт-Петербургом через Москву. Общее время в пути на маршруте составляет 8 часов 20 минут, из которых 3 часа 55 минут поезд следует из столицы Поволжья в Москву.

Направление Москва – Нижний Новгород стало вторым для "Сапсанов" в России, после начала курсирования в декабре 2009 года поездов между двумя российскими столицами. В настоящий момент между Москвой и Нижним Новгородом курсируют два рейса "Сапсанов" в день, а между Санкт-Петербургом и Нижним Новгородом – один. Кроме того, в сентябре из-за ввода второго рейса "Сапсана" был отменен один из двух поездов "Буревестник".

Стоит отметить, что РЖД за 4 года инвестировали в реконструкцию участка Москва – Нижний Новгород для организации курсирования поездов "Сапсан" 9,49 млрд рублей. Однако в отличие от трассы Москва – Санкт-Петербург, на направлении между Москвой и Нижним Новгородом максимальная скорость "Сапсана" составляет только 160 км/час.

Авиаколлапс в Москве


Казалось бы, что в аэропортах Москвы, которые готовы к любой стихии, не повторится ситуация с задержками и отменой рейсов, которая происходила в зимние месяцы 2010 года в Европе и некоторых городах США. Многие из нас с недоумением следили за ситуацией в крупнейших аэропортах Европы, где из-за сильнейших в этом году снегопадов, было отменено и задержано тысячи рейсов, а некоторые аэропорты были закрыты на несколько дней.

Казалось, что Россия, являясь северной страной и обученной справляться со снегопадами, не будет переживать в таких масштабах последствия природной стихии. Однако все изменилось 25-26 декабря, когда на московский регион обрушился "ледяной дождь", который обнажил многие проблемы с авиаперевозками и готовностью коммунальных служб к такой погоде.

При минусовой погоде прошел настоящий ливень. Ледяной коркой покрылись деревья, которые начали ломаться, провисли и начали рваться провода ЛЭП. Утром 26 декабря деревья повалили линии электропередач, ведущие к двум подстанциям, от которых питается крупнейший по пассажиропотоку аэропорт России "Домодедово" и аэропорт оказался полностью обесточен, не считая аварийного снабжения диспетчерской, навигационного оборудования и других систем, ответственных за безопасность полетов.

Аэропорт прекратил прием и отправку рейсов и погрузился в настоящий хаос: тысячи пассажиров оказались в обесточенном терминале без информации и элементарных удобств. Многие пункты питания в аэропорту подняли цены для пассажиров, а таксисты взвинтили цены на проезд в центр Москвы до 10 тыс. рублей, а до аэропорта "Шереметьево" – до 15 тыс. рублей.

Правда в самом "Шереметьево" оказалось ничуть не лучше, чем в "Домодедово" и это несмотря на то, что никакого электричества там не отключали. У крупнейшей российской авиакомпании "Аэрофлот" из-за отсутствия антигололедного реагента, которым можно было бы удалить ледяную корку с самолетов, отменялись десятки рейсов.

Пассажиры в обоих аэропортах вынуждены были спать на полу, возникли проблемы с обеспечением пассажиров водой и питанием, представители аэропортов и авиакомпаний, по заверению пассажиров, игнорировали требование людей предоставить им информацию и более-менее комфортные условия ожидания. "Домодедово" еще 28 декабря восстановило нормальный режим работы аэропорта, а "Аэрофлот" смог полностью восстановить работу только к вечеру 30 декабря.

Вся эта ситуация в двух крупнейших аэропортах России привела к вниманию первых лиц государства, хотя и с опозданием. 28 декабря президент России Дмитрий Медведев поручил генеральному прокурору Юрию Чайке проверить работу московского авиаузла и связанных с ним компаний.

Главное надзорное ведомство страны взялось за проверки с энтузиазмом. На следующий день Генпрокуратура сообщила, что в ходе проверок выявила многочисленные нарушения законодательства о защите прав пассажиров со стороны ряда ведущих авиакомпаний аэропорта "Домодедово".

"В настоящее время в аэропорту "Домодедово" уже выявлены многочисленные нарушения законодательства о защите прав пассажиров со стороны авиакомпаний "Трансаэро", "Сибирь", "ВИМ-Авиа", "Оренбургские авиалинии", ЮТэйр", - сообщило ведомство.

Как отмечается в документе, проверка показала, что указанные авиакомпании не в полной мере предоставляли пассажирам задержанных рейсов услуги, установленные Федеральными авиационными правилами. Так, люди не могли получить напитки и горячее питание. Большинство граждан не имели возможности воспользоваться комнатой матери и ребенка, гостиницей, считает Генпрокуратура.

За перечисленные нарушения в отношении авиакомпаний "Трансаэро" и "Оренбургские авиалинии" уже возбуждены дела об административных правонарушениях по ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ (нарушение иных прав потребителей).

"Не менее напряженной остается ситуация и в аэропорту "Шереметьево", где также работает сотрудники транспортной прокуратуры. В ходе проверки будет принят весь комплекс мер прокурорского реагирования, направленный на недопущение нарушений прав и защиту пассажиров", - сообщалось в пресс-релизе.

Чуть ранее Генпрокуратуры и команды "разобраться" со стороны гаранта Конституции в проблему начал вникать главный государственный санитарный врач РФ и глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко. Утром 29 декабря он заявил, что у его ведомства есть претензии к авиакомпаниям "Аэрофлот" и "Трансаэро" из-за задержек рейсов в последние дни.

"Претензий больше всего к "Аэрофлоту" и "Трансаэро". У "Аэрофлота" больше всего отмен рейсов, а "Трансаэро", которая работает на базе "Домодедово", вообще никак не работает с пассажирами", - сказал Онищенко.

Со своей стороны "Трансаэро" заявила, что она старалась обеспечить пассажиров всем необходимым и покритиковала Онищенко, что он поздно занялся аэропортами. Кроме того, вторая авиакомпания страны обвинила во многих грехах свой базовый аэропорт "Домодедово" и анонсировала подачу исков к этой воздушной гавани в ответ на иски к авиакомпании со стороны пассажиров. А 30 декабря председатель совета директоров "Трансаэро" Александр Плешаков и вовсе заявил, что в ближайшее время компания переведет некоторые рейсы в "Шереметьево" (сейчас в этом аэропорту базируется несколько самолетов перевозчика).

Не остался в стороне и премьер Владимир Путин, который на заседании президиума правительства РФ 29 декабря подверг жесткой критике Минтранс РФ, аэропорты и авиапредприятия за их действия в кризисной ситуации.

Путин на заседании президиума правительства поручил Минтрансу "проанализировать все, что связано с работой авиакомплекса в условиях кризисной ситуации, которая сложилась, и доложить предложения по совершенствованию системы работы аэропортовского хозяйства".

Он счел неприемлемыми действия авиакомпаний и аэропортов в отношении пассажиров. "Руководители авиакомпаний и аэропортов сказали обо всем, но об одном не сказали. С людьми как работали. Никак", - отметил Путин.

Он напомнил, что в аэропорт "Домодедово", который вообще был отключен от электропитания, продолжали приезжать не информированные об этом пассажиры. В результате в аэропорту скопилось более 8 тыс. человек. "Что это за работа такая?", - спросил Путин.

В министерстве транспорта РФ уже на следующий день создали комиссию по проверке деятельности работы авиационного комплекса в условиях критической ситуации. Уже и произошло первое увольнение – вечером 30 декабря источники на авиарынке сообщили, что директор аэропортового комплекса "Домодедово" Вячеслав Некрасов отправлен в отставку в связи с тем, что он не справился с ситуацией. Правда, в пресс-службе аэропорта уточнили, что смена директора никак не связана с происходившими событиями.

После новогодних праздников аэропортами "Домодедово", "Шереметьево", авиакомпанией "Аэрофлот", Минтрансом и его подразделениями намерена заняться также Счетная палата РФ. Целью проверок станет выявление эффективности использования средств федерального бюджета и федеральной собственности для организации воздушных перевозок в аэропортах "Домодедово" и "Шереметьево".

13.01.2011

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

11.09В Ор­ле ут­верди­ли кар­ту пас­са­жир­ских пе­рево­зок
30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
21.09Конфликт на автовокзале в Петербурге
21.08Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти

Архив новостей »