Новости

Анализ производства и продаж автобусов в России за 2009 год....

Источник: www.busnews.ru

Как сказался кризис на производстве и продаже отечественных и иностранных автобусов.

Как в свое время подметили устроители авто­бусных шоу в Кортрейке, автобус - это вам не грузовик!


Так и сценарий развития кризи­са в автобусном секторе примечательно отличается от оного в грузовом. Если судить субъективно, то может сложиться впечатление, что автобусостроители пе­реживают кризис с меньшими потерями. Потому как по сравнению с 2008 годом выпуск автобусов в 2009-м уменьшился на 45,4%, в то время как про­изводство грузовиков упало более чем на 62%. Однако, факт, что падение производства автобусов началось значительно раньше, чем грузовых автомобилей. Сегмент грузовых автомобилей рос вплоть до октября 2008-го, а у автобусного производства падение объемов началось уже в начале 2008-го и за первые 9 меся­цев достигло почти 17 %, Иначе говоря, сжимание автобусного рынка просто растянулось во времени. Среднемесячное производство автобусов в 2009-м составило примерно половину от того, сколько де­лали в 2008-м, - 2958 ед. против 5598 ед. соответ­ственно.

Да и прогноз на будущее довольно пессимистиче­ский: целый ряд аналитиков предсказывают, что ры­нок автобусов не восстановится до пиковых объемов 2007-го (93888 ед,) и через десять лет. Нынче же мы имеем в итоге 36733 авто­буса, выпущенных в РФ в 2009-м, что соответствует примерно уровню 1996 года. Как и в случае с грузовыми автомобилями, цифры являются самым низким показателем за всю постсоветскую ис­торию российского автопрома. В структуре россий­ского рынка автобусов по происхождению машин в 2009 году львиная доля «пирога» принадлежала оте­чественным производителям с 78,9% рынка и, если верить прогнозам аналитиков с Кузнецкого моста, в 2010-м она увеличится до 79%.


Причем увеличится за счет падения доли иномарок российской сборки, с чем трудно согласиться, учитывая, например, темпы развития проекта FIAT Ducato компанией «Соллерс». Впрочем, поживем - увидим.

Касательно структуры рынка по классам можно в очередной раз констатировать устойчивое снижение доли автобусов особо малого класса, прежде всего за счет сокращения выпуска ГАЗели и переориентации пе­ревозчиков на более прибыльные автобусы малого класса (в первую очередь переоборудованные из грузо­вых фургонов иномарки), а также рост выпуска автобу­сов большого класса. Так, например, если в 2007-м на долю машин особо малого класса приходилось 66,5% рынка, то в 2009-м уже только 57%. В свою очередь, доля автобусов большого класса выросла с 5,4% в 2007-м до 6,7% в 2009-м,


Из этого, кстати, следует, что Горьковский автозавод, крупнейший по объемам производства игрок рын­ка, медленно, но верно теряет свою долю. В 2008-м она составляла 35,2%, а в 2009-м сократилась до 32,8%.

Впрочем, у завода с берегов Волги отнюдь не самое плохое положение в автобусном дивизионе Группы «ГАЗ». В начале года, например, председатель правления Группы «ГАЗ» Сергей Занозин заявил, что к июлю предприятия Группы должны выйти на безубыточный уровень, в противном случае они могут быть закрыты. В зону риска попали, прежде всего, Голицынский и Курганский автобусные заводы. Производство с ГолАЗа грозились перенести на Павловский автобусный завод, а в Голицыне открыть сервисный центр. КАвЗу же оставался выбор: либо на­брать заказов не менее чем на 600 автобусов, либо по­весить на ворота амбарный замок.


Сервисный центр в Голицыно таки открыли, но и за­вод пока уцелел (кстати, там за весь год не было собра­но ни одного 15-метрового трехосника ГолАЗ-6228). КАвЗ, раз остался в живых, видимо, все-таки вышел на безубыточный уровень, хотя и не добрал до искомой цифры 74 машины. Основу модельного ряда предприя­тия составили автобусы среднего класса КАвЗ-4235 и 4238, а вот перспективную модель полунизкопольного городского автобуса среднего класса КАвЗ-4239 кри­зис раскрутить помешал - выпущено всего 24 автобу­са. Не смогло, мягко говоря, похвастать результатами и ООО «Русские автобусы Марко» - совместное пред­приятие Русских автобусов и бразильского кузовщика Marco. Общий итог - 53 автобуса (падение на 84,7%), в том числе 44 машины малого класса Real и всего лишь 9 «туристов» Andare


Не лучшие времена переживает и "Самотлор-НН", чье несостоявшееся СП с IVECO, видимо, повисло непо­сильной ношей на шее предприятия: 541 автобус, или - 82,6%. Впрочем, свято место пусто не бывает, и об­разовавшуюся брешь в сегменте «фургонбусов» (пас­сажирские и специальные машины, созданные на ба­зе цельнометаллических фургонов) вполне по силам заполнить землякам Самотлор-НН в лице ООО «СТ-Нижегородец» и ООО ПКФ «Луидор», взявшемуся за изготовление автобусов на базе Mercedes Benz Sprinter и Volkswagen Crafter.


Рассматриваемый нами год ознаменовался также появлением новых игроков на автобусном рынке, хотя сколь долог будет их век в этом качестве, сказать се­годня затруднительно. До недавнего времени их ос­новной специализацией были троллейбусы. Речь об ОАО «Транс-Альфа Электро» (Вологодский машино­строительный завод), приступившем к выпуску город­ского полунизкопольного автобуса ВМЗ-4252 вместимостью 100 пассажиров на шасси КамАЗ. Олимп, как окрестили машину, оснащается двигателем Cummins уровня Евро-3 и автоматической КП Voith. В автобус­ном сегменте отметился и наш основной троллейбусостроитель ЗАО «Тролза», собравший четыре автобу­са с гибридным приводом Тролза-5250 «ЭКОбус» на базе троллейбуса Тролза-5265 «Мегаполис».


В СНГ лучше всех дела у МАЗа, во всяком слу­чае, судя по объемам выпуска. Если, например, украин­ский Богдан сократил производство на 83,8% (605 ед.), а ЛАЗ в статданных вообще не фигурирует, то МАЗ «упал» только на 35,1%, собрав в 2009-м 1176 автобу­сов. Наибольший объем выпуска пришелся на модель среднего класса МАЗ-256 на шасси среднетоннажного низкорамного грузовика МАЗ-4370(71). Её растиражи­ровали в 265 экз. На втором месте полунизкопольный городской автобус большого класса МАЗ-103 (237 ед.), на третьем - сочлененный автобус особо большого класса МАЗ-105 (190 ед.). Кроме того, в 2009-м «вы­стрелил» перронный МАЗ-171: в Минске собрали 17 та­ких машин против трех в 2008-м. Успела попасть в прошлогоднюю статистику и новейшая «гармошка» МАЗ-205, дебютировавшая на выставке BusWorld в Кортрейке. пока, правда, только в двух экземплярах.


Заметно, более чем вдвое, просел и рынок новых импортных иномарок, если суммировать продажи брэндов MAN, Mercedes-Benz, Setra и Scania (282 ед. против 631 ед. в 2008-м). Так, судя по стати­стике АЕВ, Hyundai реализовал в РФ 165 автобусов, из них 73 малого класса и 92 «туриста»; MAN - 60; ООО «ЕвоБус Русслэнд» - 20 Mercedes-Benz и 1 Setra; Scania (без учета своего питерского завода) - 36.

Увы, начало года позитивными тенденциями тоже не порадовало. По данным АО «АСМ-холдинг», про­изводство автобусов в январе 2010-го показало са­мую низкую динамику в автопроме РФ. Рост про­изводства зафиксирован только на НефАЗе (+168,8%) и ПАЗе (+9%). У большинства других производителей автобусов имело место снижение или приостановка их выпуска.

06.01.2011

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

11.09В Ор­ле ут­верди­ли кар­ту пас­са­жир­ских пе­рево­зок
30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
21.09Конфликт на автовокзале в Петербурге
21.08Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти

Архив новостей »