Новости

Финансирование дорожной отрасли....

О законодательном обеспечении финансирования дорожной отрасли в РФ шла речь на состоявшихся на днях в Совете Федерации парламентских слушаниях.


По числу собравшихся в небольшом зале людей – членов Совета Федерации, депутатов Госдумы, представителей органов исполнительной власти, ученых, предпринимателей и журналистов – можно было судить о повышенном интересе специалистов и общественности к обсуждаемой теме. Цель слушаний организаторы (сразу три комитета СФ) обозначили так: оценить эффективность законодательного регулирования финансирования дорожной отрасли, выявить существующие проблемы и обсудить пути их решения.
Обострившуюся ситуацию в дорожной отрасли обрисовал заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Иннокентий Алафинов. Общий объем ее финансирования в 2010 году уменьшился до 420 млрд рублей (в 2008 году – 570 млрд), из которых на долю регионов пришлось только 133 млрд (в 2008–м – 241 млрд). Сокращающихся ресурсов далеко недостаточно ни в федеральном масштабе, ни в региональном для того, чтобы выполнять текущие задачи дорожного хозяйства и те, что предусмотрены ФЦП развития транспортной системы страны, рассчитанной до 2015 года.
Непростая ситуация в дорожной отрасли не могла не привлечь внимание Президента РФ, который дал соответствующее поручение о проработке вопросов воссоздания федерального и региональных дорожных фондов. Такая работа проведена Минтрансом России совместно с Минфином и Минэкономразвития, напомнил Иннокентий Алафинов. И уже в бюджете 2011–2013 годов учтены положения будущего закона о дорожных фондах, который в настоящее время дорабатывается в Правительстве РФ.
Заместитель руководителя Росавтодора рассказал, как предполагается формировать Федеральный дорожный фонд. Для его наполнения Минтранс России предложил увеличить ставки акцизов на нефтепродукты на три рубля в течение трех лет, разделив эти дополнительные ассигнования по следующему принципу: рубль 2011 года идет полностью в Федеральный дорожный фонд, рубль следующего года – в региональные дорфонды. И рубль 2013 года делится пропорционально 50 на 50 между Федерацией и ее субъектами.
Почему было принято решение об увеличении акцизов? Проведенный анализ налоговой нагрузки на нефтепродукты в странах Евросоюза и России показал, что если в Европе доля акцизов в цене нефтепродуктов достигает 40–50%, то в нашей стране она не превышает 13–14%, сообщил Иннокентий Алафинов. В то же время в России за последние 10 лет произошел значительный рост автопарка (с 25 млн автомобилей в 2000 году до 40 млн в настоящее время). По прогнозу специалистов, с учетом мер поддержки, оказываемых государством по утилизации старых машин, этот рост будет продолжаться.
В последние годы также резко увеличилась грузоподъемность автомобилей, а следовательно, выросли нагрузки на дорожную сеть, что ускоряет ее износ. В результате, по словам генерального директора Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) Игоря Старыгина, доля дорог, не отвечающих нормативным требованиям, в 60 субъектах РФ превышает 50%, а в 18 – 80%. Ситуация, как видим, серьезная. Все это сдерживает развитие экономики, не соответствует потребностям пользователей дорог и требует принятия безотлагательных мер по обеспечению сохранности существующей сети автодорог, считает Игорь Старыгин. И не только сохранности, но и улучшению качественных показателей автотрасс. Ведь только дороги в нормативном состоянии позволят минимизировать транспортные затраты пользователей.
Главная причина, по которой дорожники не могут в полном объеме, комплексно выполнять все работы по ремонту и содержанию дорожной сети в соответствии с нормативами, – недостаточное финансирование. По мнению генерального директора РАДОРа, одним из инструментов решения этого вопроса могло бы стать совершенствование финансирования дорожного хозяйства через систему целевых фондов.
Коренное отличие создаваемых дорожных фондов от тех, которые были прежде, состоит в том, что они будут существовать в бюджетной системе и строго контролироваться Счетной палатой РФ и Росфиннадзором. Таким образом будет обеспечена прозрачность бюджетного финансирования, о которой говорил в начале дискуссии первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по промышленной политике Сергей Шатиров.
Одно из преимуществ, которые получает отрасль в случае принятия закона о дорожном фонде, подчеркнул заместитель руководителя Росавтодора, – это возможность выхода в 2014 году на 100% нормативного финансирования ремонта, капитального ремонта и содержания федеральной дорожной сети. В бюджете уже отражен переход к нему: заложено около 60% средств от нормативного финансирования в 2011 году, около 76% – в 2013–м. Для сравнения: в текущем году эта цифра составляет чуть менее 40%.
Создание региональных дорожных фондов позволит не только обеспечить достаточную финансовую базу для того, чтобы заняться восстановлением действующей опорной дорожной сети, но и станет достаточным основанием для региональных дорожников для перспективного планирования, заключения долгосрочных контрактов по ремонту и содержанию дорог. В настоящее время идет формирование региональных бюджетов, и субъекты РФ ждут поправок в Бюджетный кодекс РФ, связанных с созданием региональных дорожных фондов, отметил Игорь Старыгин. Принятие ФЗ о внесении изменений в Бюджетный кодекс сделает дорожные фонды субъектов РФ обязательными. Их доходы будут формироваться за счет акцизов на нефтепродукты, транспортного налога и иных поступлений, которые определит регион своим отдельным законом.
Кстати, по словам директора департамента бюджетной политики в отраслях экономики Минфина России Игоря Кузина, каждый из регионов должен решать самостоятельно, с какого года и насколько снижать ставку транспортного налога. Если позволяет доходная база, субъект РФ может уменьшить ее уже в следующем году, а не в 2012–м, когда регионы начнут получать дополнительные доходы через дорожные фонды. То есть инструмент у субъектов РФ для маневра есть. И это важно, так как именно сохранение транспортного налога при повышении ставки акцизов вызывает недовольство некоторых автовладельцев.
Игорь Кузин сообщил о базовых принципах формирования Федерального дорожного фонда. Он создается без увязки расходов с источниками наполнения. При этом базовый объем доходов, зафиксированный в Бюджетном кодексе, будет равняться 254,1 млрд рублей. Это та сумма неснижаемого объема, от которой начинается расчет дорожного фонда, пояснил Игорь Кузин. Она первоначально предполагалась при планировании расходов федерального бюджета. И к ней будут добавляться прогнозные объемы от акцизов и других источников наполнения фонда.
Учитывая приоритетное социально–экономическое значение дорожной отрасли, участники парламентских слушаний в Совете Федерации рекомендуют:
Правительству РФ ускорить разработку проектов федеральных законов: о создании Федерального дорожного фонда; о создании целевых дорожных фондов в субъектах РФ, определив источники их наполнения;
органам государственной власти субъектов РФ активнее использовать право законодательной инициативы по внесению изменений и дополнений в федеральные законы, направленных на повышение эффективности инвестиций в дорожную отрасль;
Комитету Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности проводить мониторинг правоприменительной практики законодательства, регулирующего отношения в дорожной отрасли.

04.12.2010

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

11.09В Ор­ле ут­верди­ли кар­ту пас­са­жир­ских пе­рево­зок
30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
21.08Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы

Архив новостей »