Новости

Автомобильный транспорт - мифические нелегальные автоперевозчики

источник: Газета Транспорт России

ИП СеменовПроведение этого совещания планировалось Минтрансом России и Российским автотранспортным союзом еще до взрывов в московском метро. Трагические события заставили более пристально взглянуть на автовокзалы, объекты массового скопления людей. По каким правилам они работают? Как строятся отношения автовокзалов и автоперевозчиков? Чего на вокзалах больше: торговых точек по реализации пива, съестного и различного ширпотреба или услуг, связанных с перевозкой пассажиров? И наконец, главное: насколько в условиях полулегальной деятельности многих пунктов отправления и прибытия автобусов пассажиры защищены от террора? Эти и другие вопросы в разных интерпретациях звучали на совещании, где помимо представителей Минтранса России, органов исполнительной власти субъектов РФ присутствовали руководители автовокзалов из разных регионов страны.
Отсутствие госрегулирования на рынке перевозок пассажиров в пригородном и междугородном сообщении сыграло негативную роль. Появилось большое количество автоперевозчиков разных форм собственности, которые проявили завидную активность в завоевании рынка. Из–за пробелов в законодательстве отрегулировать их деятельность, направив ее в цивилизованное русло, было невозможно. Вот и получилось, что порой на одном межсубъектном или междугородном маршруте оказывались сразу 10 автобусов разных владельцев, хотя потребность была раз в 5 меньше. Эта чехарда сказывалась на безопасности перевозок, деятельности автовокзалов и автостанций, которым не хватало мест для размещения пассажиров в залах ожидания, площадок для подвижного состава.
Впрочем, многие перевозчики воспользовались ситуацией и ушли в тень. И сегодня около 70% межрегиональных пассажирских перевозок осуществляются по «серым схемам», сообщил заместитель министра транспорта РФ Николай Лямов. Так возникли многочисленные стихийные пункты отправления и прибытия автобусов. Эта проблема, о которой наша газета писала не раз, стала настоящей головной болью для муниципальных властей. Незаконные перевозки наносят ущерб экономике добропорядочных перевозочных компаний. Ощутимые потери от такой деятельности несут и легальные автовокзалы.
По мнению президента Союза автотранспортных предпринимателей Свердловской области Владимира Щукина, решение проблемы лежит в плоскости принятия региональных законов по организации транспортного обслуживания населения и необходимых норм административного и уголовного права, которыми предусматривалось бы серьезное наказание за организацию несанкционированных остановочных пунктов. К сожалению, в Уральском федеральном округе такие законы отсутствуют. Поэтому и получается, что даже если есть решение суда о прекращении деятельности незаконного пункта прибытия и отправления автобусов, добиться его выполнения практически невозможно.
Существование «параллельного мира» перевозчиков и мест отправления транспортных средств, действующих совершенно по иным правилам, обесценивает усилия тех, кто работает в правовом поле, продолжил тему директор ГУП «Владимирский автовокзал» Владимир Каленов. Применение двойных стандартов недопустимо, должны быть установлены единые требования для всех автоперевозчиков. По мнению Владимира Каленова, этап насыщения рынка перевозчиками прошел. Пришло время жесткого контроля и управления.
Повысить качество и безопасность услуг при перевозке пассажиров поможет механизм саморегулирования в сфере деятельности автовокзалов. Для этого им надо объединиться. Такое предложение настойчиво звучало с трибуны совещания. Как считает заместитель генерального директора ГУП РК «Карелавтотранс» Сергей Величко, именно саморегулируемые организации (СРО) на автомобильном транспорте помогут правоохранительным и иным органам в борьбе с нелегалами. Создание СРО приведет к повышению инвестиционной привлекательности отрасли. Видя, что все автоперевозчики работают по единым правилам, банки с большим желанием будут расставаться со своими деньгами, передавая их в качестве инвестиций в транспортные компании, убежден Сергей Величко.
Приветствует наведение порядка в перевозках пассажиров автобусами и генеральный директор ООО «Русские автобусные линии» Борис Лоран. Но важно, чтобы, ужесточая требования к легальным автовокзалам, власти не забыли ликвидировать теневой рынок. По его словам, если хотя бы половина средств, вращающихся в тени, пополнила доходы легитимных автовокзалов, то любому из них хватило бы денег на установку самых современных систем безопасности. Борис Лоран призвал участников совещания вступить в возглавляемый им Общественный совет по совершенствованию деятельности автовокзалов при Российском автотранспортном союзе и на его базе создать ассоциацию. Напомним, что именно РАС является одним из инициаторов создания саморегулируемой организации в системе автовокзалов страны.
Незаконные пункты отправления и прибытия автобусов, расположившиеся, как правило, в многолюдных местах, являются зонами, наиболее уязвимыми в случае теракта. Так больше продолжаться не может! В соответствии с ФЗ № 16 «О транспортной безопасности» будут усилены требования к деятельности автоперевозчиков и автовокзалов, отметил министр транспорта РФ Игорь Левитин. В течение года все автовокзалы будут проверены на соответствие требованиям безопасности. Автопредприятия, не прошедшие проверку, будут закрыты. Министр напомнил, что согласно указу Президента РФ будет создана комплексная система обеспечения безопасности населения на транспорте.
Деятельность перевозчика должна быть прозрачной. И если он осуществляет чартерный рейс, должно быть понятно, кто его заказчик, сколько пассажиров и куда он везет. И, конечно же, у каждого из них должен быть именной билет с паспортными данными. На регулярных автобусных маршрутах это тем более обязательно. Сегодня билеты в междугородных перевозках продают без предъявления документов, удостоверяющих личность пассажира. Например, на железнодорожном транспорте можно увидеть, кто проехал, по какому маршруту и в каком вагоне. Реально ввести такую систему и на автобусных маршрутах, считает Игорь Левитин. Он сообщил, что планируется введение электронной формы продажи билетов на автобусные междугородные рейсы.
Цивилизованный рынок пассажирских перевозок предполагает наличие сезонного расписания маршрутов. На авиационном и железнодорожном транспорте, к примеру, оно регулярно публикуется. Пассажир знает, кто и когда его повезет. По мнению министра, со следующего года необходимо ввести аналогичное расписание для междугородных автобусов внутри федеральных округов, а в дальнейшем сделать единую систему расписания для всей страны. Эта мера, а также комплексная система безопасности и система ГЛОНАСС позволят решить проблему нелегальных перевозчиков, подчеркнул Игорь Левитин.


В статье все время упоминаются какие-то мифические нелегальные автоперевозчики. Красиво звучит, а главное страшно, но на деле оказывается, что не совсем верно называть перевозчика нелегальным, если он не осуществляет отправления от автовокзала (автостанции). Критерием легальности перевозчика является лицензия на право осуществления вида деятельности. Также подтверждающими легальность документами являются путевой лист установленного для заказной перевозки образца, заказ-наряд (если неопределенный круг пассажиров перевозится) или договор фрахтования (если список пассажиров определен), талон технического осмотра автобуса. И все, список конечен и исчерпывающь.
Федеральным законом "Устав автомобильного...транспорт", имеющим высшую юридическую силу по отношению к другим нормативным правовым актам, регулирующх пассажирские автоперевозки, предусмотрен такой вид перевозок пассажиров, как заказной или чартерный, как модно сейчас говорить по аналогии с авиацией. Кроме того, подтверждением нелегальности является судебное решение или акт прокурорского реагирования. Насколько нам известно, ни по одному из перевозчиков, работающих по заказным рейсам в Москве, таких решений не выносилось.
Жаль, что в статье не указаны названия юридических лиц, чтобы можно было за огульность и подчас порочащие автотранспортные предприятия сведения, привлечь к суду их распространителей, выступающих с больших трибун больших совещаний.Владельцам автокзалов безусловно хочется искоренить заказные перевозки, которые не обязаны отправляться от автовокзалов, а региональным чиновникам не терпиться регулировать данный рынок, который, согласно федеральному законодательству, не подлежит каким-либо согласованиям и разрешениям.
Генеральный директор Лоран Б.О.Генеральный директор ООО "Русские автобусные линии" Лоран Б.О. выступает за борьбу с нелегальными перевозчиками, которые, по его словам, мешают оборудовать соответствующим образом автовокзалы для обеспечения безопасности пассажиров, однако почему-то не упомянул про свою бывшую автостанцию на ул.Уральская, д.1, откуда отправляются автобусы на Иваново и где никогда не было никакой инфраструктуры для комфортного и безопасного пребывания пассажиров. И если Лоран Б.О. стремится к такому же стандарту качества, какой имеется на Смоленском автовокзале, находящемся у ООО "Русские автобусные линии" в аренде, то нам очень страшно за пассажиров и за стандарт автовокзального обслуживания в частности. При таких "стандартах" мы далеко уйдем.
Прочитав статью, складывается впечатление, что владельцы автовокзальной инфраструктуры хотят под предлогом борьбы за безопасность убрать неудобных для них конкурентов в лице организаций, которые сами способны наладить рентабельную перевозку пассажиров на очень комфортных автобусах известных европейских производителей. Причем чартертные перевозчики, работающие, например, из Москвы в 23 субъекта федерации уже более чем 1.5 года продают билеты по паспортам и аккумулируют списки перевезенных пассажиров, их автобусы не хуже тех, которые передвигаются по регулярным маршрутам, а подчас и намного лучше.
Вопрос только в том, готовы ли правоохранительные органы получать такие списки, в каком формате. До настоящего периода предложений такого характера не поступало.
В целом, складывается впечатление, что автовокзальщики и часть чиновников хотят переложить проблемы сбольной головы на здоровую. Даже не подразумевают, что единое сезонное расписание, включающее расписания перевозчиков по 23 субъектам РФ уже есть у функционирует, а билеты на рейсы из этого расписания продаются в том числе в формате электронных билетов, содержащих все данные на пассажира, предусмотренные ст.11 Федерального закона "О транспортной безопасности". Просто тем, кто готовит такого рода совещания, надо сначала узнать обстановку в вверенной попечению сфере транспорта и привлекать на такие совещания различных участников автотранспортных перевозок. Тогда и принимаемые с учетом мнения субъектов автотранспортной деятельности нормы будут адекватны действительности, а работать в интересах частной конъюктуры или сиюминутной кампанейщины.

Правление Ассоциации

19.04.2010

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
07.10Внедрить стандарт электронного билета на автобусы
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы
07.04117 млн. руб. убытка или как управляет траспортом аффилированная компания

Архив новостей »