Новости

Каким путем пойдет развитие института обязательного страхования в РФ

источник: http://rosfincom.ru

Развитие института обязательного страхования в 16 февраля в Совете Федерации прошел круглый стол "О законодательном обеспечении дальнейшего развития института обязательного страхования в Российской Федерации как фактора укрепления экономической стабильности". Комитет Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению предложил проанализировать опыт работы страховых компаний по обязательному страхованию, предусмотренному действующим законодательством, обсудить перспективы развития института обязательного страхования и выработать рекомендации по совершенствованию российского законодательства в данной сфере.

Первым выступил Председатель Комитета Совета Федерации по финансовым рынкам и денежному обращению Дмитрий Ананьев. Он представил участникам свою оценку текущего состояния экономики России и сделал краткий обзор национального страхового рынка, остановившись подробнее на задачах его развития. Ананьев отметил, что ситуация в экономике страны до сих пор нестабильна, несмотря на ряд положительных тенденций. На рынке страхования это отразилось прежде всего в в виде резкого снижения прибыльности страховых продуктов. В нынешних условиях считает сенатор основной перспективой развития страхового рынка в РФ может стать расширение обязательного страхования и потому прежде всего этот сектор рынка нуждается в системном развитии. Для этого, по его словам, необходимо, прежде всего, совершенствование действующего законодательства, а также существенное повышение надежности и прозрачности работы страховщиков.

Ананьев призвал расширить перечень видов обязательного страхования в России, и в частности замены лицензирования отдельных видов услуг и профессиональной деятельности обязательным страхованием. Председатель комитета Совета Федерации предложил, в частности, заменить систему лицензирования морских грузоперевозок и услуг почтовой связи на страхование ответственности.

Также помочь в решении развития обязательных видов страхования, может, по мнению Ананьева, наличие общедоступной базы статистики от Всеросийского Союза Страховщиков и Росстрахнадзора. В части изменения текущего законодательства сенатор предлагает также гармонизировать существующее российское законодательство с директивами Евросоюза, принять страховой кодекс и установить отдельное регламентирование процедуру банкротства страховщиков (по аналогии с банками).

В работе круглого стола приняла участие заместитель директора Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ Вера Балакирева. Она проинформировала участников круглого стола о том, что доля обязательного страхования в совокупных сборах страховых компаний РФ увеличилась на 6% - с 51% по итогам 2008 г. до 57% по итогам 2009 г. По ее словам, объем сборов по обязательным видам страхования за прошлый год достиг 557 млрд руб. При этом выплаты за 2009 г. по этим видам страхования составили 505 млрд руб., их доля в общем объеме выплат страховщиков составила 68,5%. Основную долю сборов, при этом, обеспечивают поступления по ОМС, ОСАГО и страхование военнослужащих (и приравненых к ним лиц). При этом уровень выплат по ОМС за прошедший год составил 96,7%, по страхованию военнослужащих и приравненных к ним категорий - 92,6%, по страхованию сотрудников налоговых органов уровень выплат был равен 85%. По ОСАГО уровень выплат в 2009 году сложился примерно равным 58%.

Особо было отмечено Балакиревой, что сборы по обязательному страхованию пассажиров составили всего 0,2% в общем объеме сборов. Поэтому Минфин считает необходимым поставить вопрос об отмене этого вида страхования и введении обязательного страхования ответственности перевозчиков перед пассажирами. При этом министерство считает, что к вопросу существенного расширения видов обязательного страхования надо подходить очень аккуратно и взвешенно, поскольку это экстенсивный путь развития рынка и он возможен только до определенного уровня.

Вице-президент Российского Союза автостраховщиков Андрей Батуркин обратил внимание присутствующих на точность применяемых терминов, поскольку есть обязательное страхование, а есть вмененное, и в Европе (если мы хотим идти европейским путем) как раз более развито второе. И главное на европейском рынке, это понимание страхователем необходимости страхования, что очень часто отсутствует у нас.

Генеральный директор "Эксперт РА" Дмитрий Гришанков отметил в своем выступлении, что в текущей ситуации на ближайшие 7-10 лет без развития обязательного страхования России не обойтись в силу недостаточной развитости страхового рынка в нашей стране. Это направление страхования необходимо существенно расширять. Все остальное - это работа на перспективу.

Начальник управления контроля и надзора на рынке финансовых услуг ФАС Юлия Бондарева поддержала ряд выступающих, которые поддерживают европейский путь развития российского рынка в плане публичности страховщиков, стандартизации норм и требований к ним, доступности статистики по страховому рынку и высказалась за развитие, прежде всего, вмененного страхования вместо лицензирования деятельности.

Заместитель директора Департамента надзорной деятельности МЧС полковник Анатолий Гилетич пригласил всех собравшихся принять участие в обсуждении и скорейшем принятии закона об обязательном противопожарном страховании, которое по мнению Аналитического управления Совета Федерации может стать локомотивом страхового рынка в нынешних условиях, т.к. его объем оценивается экспертами примерно в 2 раза больше, чем объем рынка ОСАГО (по словам Батуркина сегодня свыше 9 млн чел застраховано по ОСАГО).

В подтверждение этого прогноза представитель МЧС привел цифры, которыми располагает МЧС о пожарах в РФ - в 2009 г. в стране произошло 187150 пожаров, в которых погибло - 13934 человека, пострадало - 13155. Ежегодно из-за пожаров лишаются жилья 138 тыс. россиян.

Заместитель начальника департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД Владимир Кузин сообщил собравшимся, что режим проверок полисов ОСАГО будет значительно ослаблен после снятия обязательного требования проверки их наличия при прохождении техосмотра и регистрации транспортного средства. При этом у инспекторов ГИБДД останется право проверки наличия полисов ОСАГО при осуществлении своих функций по регулированию дорожного движения.

Особо Кузин отметил, что за 6 лет действия закона об ОСАГО так и не заработал коэффициент "бонус-малус", поощряющий безаварийную езду, зато до сих пор действует поправочный коэффициент в зависимости от мощности двигателя, который никак не влияет на безопастность движения. Гораздо логичнее было бы ввести поправочный коэффициент, учитывающий наличие в автомобиле пассивных и активных систем безопасности. Кроме того, по словам представителя МВД законодательное введение права оформления мелких ДТП без участия ГИБДД не привело к ожидаемым результатам. В прошедшем году без вызова инспектора было оформлено всего 3833 страховых события.

Обобщая все высказанные точки зрения участниками круглого стола, можно выделить примерно три точки зрения на развитие обязательного страхования в стране: 1. аккуратно и взвешенно расширять виды обязательного страхования, не подменяя им добровольное страхование. Это мнение прежде всего регулирующих органов (МинФина и Росстрахнадзора). 2. гармонизация законодательства по европейскому пути с разделением обязательного и вмененного страхования, вплоть до принятия отдельных законов по отдельным (строго ограниченным) видам обязательного страхования и установления общих норм и правил для вмененного страхования (это мнение части практиков рынка, поддержанное также представителем ФАСа). 3. максимально быстро и широко вводить обязательное страхование в силу макроэкономических проблем и недостаточной развитости страхового рынка в России, фактически заставляя на текущем этапе принудительно страховать, чтобы спасти рынок страхования и не "сдать" его иностранным страховщикам (это мнение членов комитета СФ, поддержаное частью практиков страхового рынка).

Посмотрим, какое мнение в итоге возобладает, но все участники обсуждения единодушны во мнении, что времени уже упущено много и законы надо принимать как можно быстрее, хотя бы по тем направлениям, которые уже достаточно проработаны (страхование гражданской ответственности перевозчиков, обязательное противопожарное страхование и страхование услуг почтовой связи).

18.02.2010

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
07.10Внедрить стандарт электронного билета на автобусы
01.04Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы

Архив новостей »