Новости

Вопросы государственного регулирования цен и тарифов: там, где есть конкуренция, не нужно регулирование


11.11.2009г. в Москве Торгово-промышленной палатой РФ проведена Всероссийская конференция на тему «Эффективная государственная ценовая и тарифная политика как инструмент реализации концепции долгосрочного социально-экономического развития России».
В конференции приняли участие Президент Торгово-промышленной палаты РФ Е.М.Примаков, Министра транспорта РФ И.Е.Левитин, Председатель Комитета Торгово-промышленной палаты РФ, Президент Союза транспортников России В.Б.Ефимов, депутаты Государственной Думы Федерального Собрания РФ Е.А.Федоров, А.Е.Хинштейн, заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы РФ А.Г.Цыганов, директор Департамента Министерства экономического развития и торговли РФ А.А.Пироженко, руководитель Национального Института Развития РАН М.И.Гельвановский и другие представители бизнес-сообщества РФ, в том числе транспортного.
Председатель Наблюдательного Совета и Председатель Правления Ассоциации «Межрегионавтотранс» приняли участие в работе конференции и обсуждении вопросов, связанных с тарифным регулированием.
В своем вступительном слове, Е.М.Примаков отметил, что основные проблемы в российской экономике связаны с определенным дисбалансом в системе ценообразования и чрезмерного влияния на экономику естественных монополий, которые в основной своей деятельности ориентируются на внешний рынок в ущерб внутреннему рынку.
М.И.Гельвановский представил обстоятельный доклад на тему «О концептуальных подходах к формированию государственной политики цен в РФ». В рамках доклада был дан анализ проводимой государством политики по ценообразованию, отмечены факторы, влияющие на ее неэффективность. Государственная политика, вместо того, чтобы стимулировать Ефимов В.Б.национальную экономику, особенно ее реальный сектор, стимулирует экономику мировую в ущерб национальным интересам страны. По версии Национального Института Развития РАН, основное усилие государство должно прилагать к формированию ценовой и тарифной политики с учетом заинтересованности, как отдельных предприятий, так и отраслей в целом. Государственная политика в данной области должна проводиться по двум основным направлениям: формирование законодательного пространства (например, принятие федерального закона «О государственной политике цен и ценообразовании»); административные методы (разработка национальной стратегии по ценообразованию, например, создание федерального органа ценового регулирования, где бы учитывались интересны как государства, так и бизнес-сообщества).
Выступление И.Е.Левитина было насыщено тезисами о совершенствовании базы производства транспортных средств, так как существующая база не может создать конкурентные преимущества, что в конечном итоге сказывается на конкурентоспособности все транспортной отрасли, в том числе и по видам транспорта. При этом министр отметил, что подвижность
населения в 2008г. повысилась в сравнении с 2007г., а доля транспорта в ВВП страны, не смотря на это, снизилась.
Председатель Комитета Государственной Думы ФС РФ по экономической политике и предпринимательству депутат Е.А.Федоров осветил в своем выступлении проблемы монополизма, которые негативно отражаются на экономике страны. Не смотря на то, что законодатели приняли 15 федеральных законов, около 1000 других нормативных правовых актов, регулирующих вопросы борьбы с монополизмом и тарифного регулирования, в настоящее время в Российской Федерации государством регулируется более 9000 тарифов и цен, что не всегда эффективно. Помимо государственного регулирования цен и тарифов необходимо серьезно рассмотреть вопрос об использовании такой формы регулирования, как снижение норм прибыли для предприятий, формирующих тарифы. Необходимо не сколько уменьшать или увеличивать роль государства в тарифном регулировании, сколько изменить систему методики формирования цен и тарифов, сформировать единый прядок формирования тарифов и цен. В этот процесс необходимом включать формы общественного контроля в виде налаживания обратной связи между органами власти, задействованными в тарифном в тарифном регулировании, и бизнес-сообществом, простыми гражданами, ежедневно сталкивающимися с этими тарифами.
Депутат Государственной Думы ФС РФ А.Е.Хинштейн на примере Нижегородской области рассказал, как в области происходят процессы тарифного регулирования в электроэнергетики в интересах определенных лиц и компаний и в ущерб потребителям и простым гражданам. Важной составляющей является экономическое обоснование назначение тарифов, так как во многих района Нижегородской области тарифы разняться из-за различного подхода к их формированию и отсутствия, как правило, экономического обоснования. При формировании тарифов на электроэнергию, например, сильно воздействие таких факторов, как наличие различного рода посреднических предприятий и организаций, не несущих, как Хинштейн А.Е.правило, каких-либо необходимых и обоснованных функций, их сговор, отсутствие контроля и надзора за этим, что в конченом итоге увеличивает тариф в 1,5-2 раза. Вообще, как показывает практика, отмеченная в Нижегородской области, определение тарифов и цен должно быть предусмотрено в полномочиях федеральных органов власти и отменять тарифное регулирование, как это планируется в 2010г., при существующем положении нельзя.
Заместитель руководителя ФАС РФ А.Г.Цыганов в своем выступлении рассказал об особенностях, перспективах тарифного регулирования в секторе естественных монополий, дал его краткий анализ. Высказался за ужесточение санкций за нарушение антимонопольного законодательства, однако, одним усилением контрольно-надзорных функций при проведении мероприятий по соблюдению указанных законов проблему монополизма не решить. Нужно бороться с причинами монополистических действий, стимулировать здоровую конкуренцию, совершенствовать антимонопольное законодательство. Там, где есть здоровая конкуренция, не нужно регулирование.
Директор Департамента тарифного регулирования Министерства экономического развития и торговли РФ А.А.Пироженко отметил, что осуществление тарифного регулирования не везде целесообразно. В России существует не развитая конкурентная среда, которая, для своего существования и требует воздействия в виде государственного тарифного регулирования. В целях развития этой среды, Правительством РФ в мае 2009г. была утверждена целевая Программа развития конкуренции, в рамках которой предусмотрены мероприятия по формированию благоприятной конкурентной среды, снижению административных барьеров, обеспечение информационной доступности и т.д. Данная программа будет реализовываться в 19 отраслях отечественной экономики. Разработчики данной программы надеются на участие представителей бизнес-сообщества для ее реализации и создания в Российской Федерации нормальной конкурентной среды.

Президент Союза транспортников России В.Б.Ефимов разъяснил о конкретных мерах при реализации государственной политики регулирования цен и тарифов, в случае ее реализации. Государство старается не замечать или приуменьшает эту проблему. Орган государственной власти в сфере тарифного регулирования – Федеральная тарифная служба РФ формирует тарифы на основании расчетов самих участников рынка, как например, в ОАО «РЖД», когда оно само формирует тариф, а ФТС РФ его просто утверждает, не вмешиваясь в этот процесс. В Европе, например, транспортные тарифы формируются на основании пожеланий перевозчиков, но с обязательным участием так называемых тарифных комиссий, в которых предложения перевозчиков соответствующим образом корректируются. В России же наблюдаются стихийные процессы в тарифной политике на транспорте, подлежат критике попытки Правительства РФ повысить транспортный налог, что негативно скажется как на владельцах транспортных средств, так и на тарифы по перевозке пассажиров и грузов, что не совсем не целесообразно в период кризиса. В целом автотранспортным сообществом, объединенным в СТР, высказаны конкретные меры по созданию механизмов формирования государственной политики по ценообразованию в транспортной отрасли Российской Федерации.
По результатам конференции принято решение подготовить и направить от имени Торгово-промышленной палаты РФ в адрес Президента РФ Д.А.Медведева соответствующее обращение по вопросам тарифной политики в Российской Федерации.
Ассоциация «Межрегионавтотранс» получила приглашение к участию в совместной деятельности с Министерством экономического развития и торговли РФ по совершенствованию конкурентной среды на пассажирском автомобильном транспорте в рамках целевой Программы развития конкуренции.

Правление Ассоциации

12.11.2009

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
07.10Внедрить стандарт электронного билета на автобусы
01.06Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы

Архив новостей »