Новости

Бизнес предлагает правительству поделиться полномочиями


Включить механизмы саморегулирования для бизнеса предлагает деловое сообщество в подготовленном им проекте закона «Об объединениях предпринимателей». Разработчики считают, что государству следовало бы отказаться от части своих функций в пользу отраслевых бизнес-ассоциаций. Концепция этого документа направлена в Министерство экономики.

Разработка этого документа включена Совмином в план подготовки законопроектов на 2010 год. Предложения бизнеса — лишь первая стадия этого процесса. Разработчики не исключают, что не все их предложения могут быть восприняты правительством. «Мы написали то, что хотели бы видеть в этом законе, это наши пожелания», — рассказала «Белорусским новостям» консультант совместного проекта Совета по развитию предпринимательства в Беларуси и Программы развития ООН по формированию благоприятных административных, правовых и экономических условий для развития предпринимательства Татьяна Быкова.

По ее мнению, закон объединениям предпринимателям необходим, поскольку их правовой статус сегодня четко не определен: «Есть закон о профсоюзах, определен статус тех, кто относится к инфраструктуре поддержки предпринимательства: центров поддержки и бизнес-инкубаторов. Но статуса самих ассоциаций, которые объединяют бизнес и участвуют в диалоге с властями, по сути, нет».

Основными принципами работы объединений предпринимателей, по мнению разработчиков, должны быть законность, добровольность, самостоятельность, гласность и, что наиболее важно, саморегулирование. Госорганам и местным властям предлагается предоставить право передавать бизнес-ассоциациям отдельные вопросы своей компетенции, что позволит сэкономить государственные средства и разгрузить от лишней работы чиновников.

По мнению Татьяны Быковой, функции государственного регулирования должны постепенно передаваться отраслевым союзам. Помимо общих правил игры, которые устанавливают власти для участников рынка, существуют другие нормы, в которые они не должны вмешиваться, полагает эксперт. Их должны устанавливать сами участники, которые в первую очередь заинтересованы в четких и прозрачных условиях работы. Это, в свою очередь, будет стимулировать легальную предпринимательскую деятельность, развитие конкуренции и повышение эффективности экономики в целом. Кроме того, именно в рамках отраслевых союзов наиболее успешно решаются вопросы аутсорсинга, промышленной кооперации и других форм взаимодействия, считает эксперт.

С этим согласен и председатель Республиканской конфедерации предпринимательства Виктор Маргелов. По его мнению, лучше самого бизнеса ситуацию на рынке никто не знает и отрегулировать не сможет. Именно поэтому, считает он, из-за чрезмерного вмешательства государства многие вопросы сегодня усложнены. При этом собеседник «Белорусских новостей» сослался на опыт России, где, по его словам, уже действует закон о саморегулирующихся организациях. «Многие вопросы государство отдало бизнес-ассоциациям. Например, компания не сможет начать строительство, если не станет членом отраслевого союза. Это дисциплинирует участников рынка: все находятся на виду», — отметил он.

Чтобы объединения предпринимателей развивались активнее, разработчики предлагают разрешить предприятиям относить на себестоимость вступительные и членские взносы. Сегодня этот вопрос является камнем преткновения для предприятий, имеющих намерение участвовать в бизнес-союзах. Далеко не все желают платить взносы из своей прибыли. Этот вопрос объединения давно поднимают перед правительством, однако взаимности пока не нашли. Государство опасается, что это приведет к удорожанию продукции. По мнению представителей бизнеса, такие опасения неоправданны.

К слову, сегодня действует ряд негосударственных объединений, которым делегированы отдельные функции госрегулирования определенного вида деятельности (например, Ассоциация международных автомобильных перевозчиков). Однако их статус, права и обязанности, круг передаваемых им функций устанавливаются, как правило, специальными законодательными актами, отметила Т.Быкова.

Опыт разделения полномочий между государством и бизнес-объединениями не нов. Он заимствован из западных стран, где организации предпринимателей принимают активное участие в разработке и реализации экономических программ правительства. «Иногда им даже удается полностью брать на себя выполнение некоторых государственных задач по регулированию экономических процессов, заменяя тем самым государственное вмешательство саморегулированием», — отметила эксперт. В результате, используя государственные инструменты, союзы расширяют поле деятельности в пользу своих членов, а государство освобождается от исполнения некоторых регулятивных функций.

Согласятся ли чиновники сократить свой контроль за бизнесом, большой вопрос. О том, с какой неохотой они расстаются со своими административными рычагами, свидетельствует подготовка проекта указа по лицензированию, что вызвало возмущение даже у Администрации президента.

К слову, несколько лет назад похожий законопроект «зарубил» президент. В 2005 году проект закона «Об объединениях нанимателей» прошел все стадии законотворческого процесса, был принят Палатой представителей и одобрен Советом Республики. Оставалась только подпись главы государства. Но Александр Лукашенко тормознул документ с формулировкой «нецелесообразно»…

05.11.2009

Добавить комментарий

"Правила публикации комментариев"

ФИО *
E-mail *
Комментарий *
Контрольное число*

Читайте также...

30.11Конфликт ООО «ТК Властелин» и ООО «Ной 64»
22.11Розыск террориста со странными документами
07.10Внедрить стандарт электронного билета на автобусы
01.04Актуальное расписание Москва-Волгоград
18.10На привокзальной площади в Оренбурге вновь кипят страсти
17.05АС «Варшавская» обслужила 150 тыс человек за первый год работы

Архив новостей »