Обращение Лямову Н.С.

Заместителю руководителя
Федеральной службы по надзору
в сфере транспорта Лямову Н.С.


Уважаемый Николай Сергеевич!

В ноябре 2006г. создана некоммерческая организация - Ассоциация "Объединение региональных автотранспортных предприятий и перевозчиков - Межрегионавтотранс", в состав которой вошли 52 автотранспортных предприятия, расположенные и функционирующие в субъектах Российской Федерации, входящих в Центральный, Южный, Приволжский и Северо-Западный федеральные округа, на территории Республик Беларусь, Узбекистан, Молдова и осуществляющие межобластные и международные пассажирские автоперевозки.
Ассоциация ориентируется в своей деятельности на защиту интересов региональных перевозчиков в Москве, а также московских перевозчиков в Смоленской, Калужской, Тульской, Тверской, Ростовской, Ульяновской, Нижегородской, Брянской, Саратовской, Воронежской, Волгоградской областях, Краснодарском, Ставропольском краях, Республиках Марий-Эл, Чувашия, Калмыкия, где формируются представительства, филиалы и обособленные структурные подразделения Ассоциации.
Ассоциация является членом Российского Автотранспортного Союза, что позволяет более активно участвовать в мероприятиях по совершенствованию транспортного обслуживания населения и, на основании делегированных полномочий осуществлять проведение работ по оформлению документов на открытие новых и переоформление действующих регулярных автобусных маршрутов между субъектами Российской Федерации.
Анализ информации, поступающей от членов Ассоциации, из прессы, от правоохранительных органов, показывает, что межрегиональные и международные пассажирские автоперевозки, а также объекты транспортной инфраструктуры являются местом притяжения криминальных структур, коррумпированных представителей органов власти и управления, объектом для террористических атак. Органы исполнительной власти субъектов федерации занимают позицию наблюдателей и ограничиваются выдачей разрешительной документации. В большинстве регионов не прописаны четко на законодательном уровне взаимоотношения между участниками рынка автоперевозок, что провоцируют коррупцию со стороны представителей властных структур и сказывается на качестве перевозок и их безопасности для пассажиров. Нормативные правовые акты в большинстве своем не соответствуют требованиям времени, так как были разработаны в 70-80-х годах прошлого столетия. Основным регулятором пассажирских автоперевозок являются приказы Министерства транспорта РФ, которые не предусматривают четкие санкции за их нарушение. Имеющиеся у правоохранительных и контролирующих органов возможности по выявлению и пресечению деятельности по организации нелегальных пассажирских автоперевозок не позволяют эффективно бороться с данным видом правонарушений.
В целях упорядочения пассажирских межрегиональных и международных автоперевозок 18.01.2005г. Мэром Москвы подписано Постановление Правительства Москвы №24-ПП. В рамках данного Постановления Департаментом транспорта и связи г.Москвы при содействии рабочей группы по реализации этого нормативного правового акта, куда входили представители УГИБДД ГУВД г.Москвы, Управления государственного автодорожного надзора по г.Москве, УБЭП ГУВД г.Москвы, Управления Федеральной налоговой службы по г.Москве, Управления ФСБ РФ по г.Москве и Московской области, проводились мероприятия по выявлению не санкционированных Департаментом транспорта и связи г.Москвы мест отправления автобусов по международным и межрегиональным маршрутам. Объектами проверок оказались места концентрации пассажиропотоков у Казанского, Курского, Белорусского, Киевского, Павелецкого, Савеловского железнодорожных вокзалов, у станций метро «Царицыно», «Аннино» и др. Однако, не смотря на то, что ряд перевозчиков ушел на выделенные Правительством Москвы места отправления автобусов, в целом достигнуть эффективных результатов в указанной деятельности не удалось. Это было обусловлено следующим причинами:
- отсутствием адекватных сложившимся рыночным условиям санкций в рамках действующего законодательства;
- непродуманностью Постановления №24-ПП, которое не охватило такой тип перевозок, как нерегулярные;
- экономической нецелесообразностью для перевозчиков и пассажиров, не желающих уходить от исторически сложившихся мест отправления автобусов, сопряженных с железнодорожным, наземным и подземных городским транспортом Москвы;
- использованием рядом перевозчиков деятельности правоохранительных и контрольных органов в интересах недобросовестной конкуренции и вытеснения их с рынка перевозок;
- нежеланием Департамента транспорта и связи г.Москвы легализовать исторически сложившиеся места отправления автобусов у железнодорожных вокзалов, станций метро.
Также вызывает вопросы законность и обоснованность согласования Департаментом транспорта и связи г.Москвы ряда так называемых пунктов отправления и прибытия автобусов, совершающих международные и межрегиональные перевозки. А именно, не смотря на отсутствие предусмотренных Постановлением №24-ПП условий для организации пунктов отправления и прибытия автобусов (наличие целевого земельного отвода, определенной вокзальной инфраструктуры и т.д.) были согласованы автостанции на Рязанском проезде, у Курского вокзала, у станций метро «Теплый стан», «Щелковская», в то время, как при наличии других обращений, например на организацию пункта отправления от Павелецкого вокзала, было вынесено отрицательное решение. При отсутствии согласования Департамента транспорта и связи г.Москвы более полугода функционировали автостанции «Теплый стан» и на Рязанском проезде, в этот период продолжали согласовываться паспорта маршрутов на данные несанкционированные места. Мер к прекращению их деятельности Департаментом транспорта и связи не принималось, не смотря на неоднократные обращения по данным фактам со стороны перевозчиков. Более того, из-за отсутствия предусмотренной Постановлением №24-ПП инфраструктуры на указанных станциях не разделены пассажиропотоки, не ограждены рабочие зоны, перроны и заезды транспорта, что привело к 6 случаям наезда на пешеходов и пассажиров, получивших травмы различной тяжести. Нарушение схем движения и технологии обслуживания автобусов, предусмотренных в паспорте места отправления и прибытия автобусов, привели к нарушениям в организации предрейсового технического осмотра автобусов и предрейсового медицинского осмотра водителей, что повлекло за собой, по меньшей мере, 2 дорожно-транспортные происшествия со смертельным исходом.
В целях упорядочения мелкорозничной торговли на территории г.Москвы Мэром Москвы 26.04.2006г. было подписано Постановление №274-ПП, определяющее среди прочего порядок организации мобильных пунктов продажи билетов на межрегиональные и международные пассажирские автоперевозки. Департамент транспорта и связи г.Москвы в рамках данного нормативного правового акта должно было подготовить схему расстановки указанных мобильных пунктов и порядок выдачи разрешений на их размещение. Указанные документы были подготовлены лишь 15.10.2008г. и закреплены Постановлением Правительства Москвы №950-ПП. Само постановление №950-ПП предусматривает организацию продажи билетов через мобильные пункты продажи только на согласованных Департаментом транспорта и связи г.Москвы пунктах отправления автобусов, что сводит смысл Постановления №274-ПП к абсурду. Разработанная Департаментом транспорта и связи г.Москвы схема размещения мобильных пунктов продажи билетов в сопряжении с Постановлением №950-ПП дает возможность организовывать продажу билетов только 3 участникам рынка - ОАО «Транстурсервис», ООО «Русские автобусные линии», ГУП Московской области «Мострансавто», что необоснованно ограничивает других участников рынка в праве осуществлять разрешенную законом коммерческую деятельность. По данному факту Ассоциация обращалась в адрес Прокуратуры г.Москвы, которая, проведя соответствующую проверку, нашла в действиях Департамента транспорта и связи г.Москвы признаки нарушения антимонопольного законодательства и направила материалы в Федеральную антимонопольную службу для принятия соответствующего решения. С апреля 2006г. по настоящее время, не смотря на многочисленные обращения со стороны перевозчиков, никаких разрешений на размещение мобильных пунктов продажи билетов не выдано. В связи с этим перевозчики вынуждены были организовать реализацию своих билетов без необходимого согласования и тем самым неумышленно начали нарушать заранее невыполнимое Постановление №24-ПП. Так, например, ООО «Русские автобусные линии», ООО «Надежная туркомпания» и др. организовали несанкционированные мобильные пункты продажи билетов у Казанского, Киевского вокзалов, у станции метро «Бульвар Д.Донского».
Департамент транспорта и связи г.Москвы также необоснованно препятствует реализации со стороны членов Ассоциации своих прав, определенных действующим законодательством и необходимыми разрешениям. Так, не смотря на требования Приказа Министерства транспорта РФ от 2003г. №178, делегировавшими Российскому автотранспортному союзу право участвовать в формировании сети автобусных маршрутов в стране, Ассоциации, которая имеет необходимую аккредитацию Российского автотранспортного союза, отказано в участии в данной деятельности на территории г.Москвы. Это ущемляет перевозчиков – членов Ассоциации и ставит в заранее невыгодное положение по сравнению с другими участниками рынка перевозок - членами Московского транспортного союза, например, должностные лица которого входят в различные рабочие группы, сформированные Департаментом транспорта и связи г.Москвы.
В Москву ежедневно прибывают и убывают от 3000 до 5000 автобусов, совершающих межрегиональные и международные пассажирские автоперевозки. Суммарный объем перевозимого пассажиропотока составляет до 100000 пассажиров ежедневно. Только 10-12% из указанного массива имеют согласованные в Департаменте транспорта и связи г.Москвы паспорта маршрутов, из них фактически отправляются от согласованных мест только 40-60%, остальные перевозчики получили паспорта для формальной легализации и продолжают отправляться от несогласованных мест у Павелецкого, Казанского, Ленинградского, Ярославского вокзалов, ул. Им.Академика Пилюгина и др. Так, например, ОАО «Транстурсервис» заключило договоры с рядом перевозчиков на отправление автобусов от автостанции на Рязанском проезде, однако, указанные перевозчики, по данным Управления государственного автодорожного надзора г.Москвы не совершили ни одного рейса от указанной автостанции, а отправляются от Ленинградского, Рижского и Савеловского железнодорожных вокзалов г.Москвы. Причем, согласно Постановления №24-ПП должностные лица ОАО «Транстурсервис» должны были уведомить Департамент транспорта и связи г.Москвы о данных фактах, а Департамент должен был аннулировать свои согласования. Не смотря на неоднократные обращения членов Ассоциации в адрес Департамента транспорта и связи г.Москвы, транспортные средства по паспортам ОАО «Транстурсервис» продолжают осуществлять ежедневные отправления от несанкционированных мест.
Остальные перевозчики в целях сохранения рентабельности вынуждены легендировать свою деятельность под нерегулярные перевозки, предусмотренные действующим законодательством. Из 30 крупных мест отправления автобусов по межрегиональным и международным маршрутам только 8 мест в настоящее время имеет необходимые разрешительные документы. Только на 3 автостанциях налажена именная продажа билетов, предусмотренная Федеральным законом «О транспортной безопасности», Целевой программой г.Москвы по борьбе с преступностью на 2007-2009г.г. Только 2 пункта отправления автобусов – Щелковский автовокзал и Гораэровокзал – имеют необходимую антитеррористическую и противодиверсионную защиту. При существующих условиях только данные на 0,45% пассажиров учитываются по базам проданных билетов. Осмотр багажа на предмет наличия взрывчатых веществ, взрывных устройств, проводиться только на 2 автовокзалах (Щелковский автовокзал, Гораэровокзал), что составляет около 5% от всех автобусов, перевозящих багаж.
Не менее важны налоговые отчисления от деятельности по перевозке пассажиров по межрегиональным и международным маршрутам с территории г.Москвы. Из-за невозможности получить разрешения на организацию мобильных пунктов продажи билетов на территории г.Москвы, перевозчики вынуждены продавать билеты прямо из автобусов, без применения контрольно-кассовой техники и бланков строгой отчетности. Так, например, реализация билетов на маршруты «Москва-Тверь», «Москва-Владимир» осуществляются с рук водителями автобусов без выдачи билетов. Причем, рейс «Москва-Владимир» отправляются от автостанции у Курского вокзала, согласованной Департаментом транспорта и связи, где даже не имеется стационарного кассового пункта, предусмотренного Постановлением №24-ПП. Аналогичная ситуация сложилась на автостанции по Рязанскому проезду, где также не имеется стационарного кассового пункта, а билеты реализуются через мобильный пункт продажи, также не согласованный в рамках Постановления №274-ПП и работающего фактически нелегально. По оценке экспертов, от деятельности по перевозке пассажиров только по международным и межрегиональным маршрутам в бюджет г.Москвы могло бы ежегодно поступать до 100 млн.руб. Эти денежные средства в лучшем случает отправляются в регионы, где базируется до 93% перевозчиков или незаконно присваиваются лицами из криминальной среды или коррумпированными представителями органов власти и управления.
Аналогичная ситуация складывается и в других регионах Российской Федерации. Попытки ввести в действие региональные нормативные правовые акты, направленные якобы на повышения качества перевозок путем распределения маршрутов по конкурсу, на деле ведет к выдавливанию мелких и средних перевозчиков с рынка в интересах крупных или близки к органам власти и управления перевозчиков. Отсутствие проработанных механизмов функционирования рынка пассажирских перевозок в регионах стимулирует перевозчиков уклоняться от легализации, что сказывается на качестве перевозок и безопасности пассажиров. Так, например, автобусы, работающими на рейсах «Ростов-на-Дону», «Тверь-Москва», «Владимир-Москва» (ОАО «Транстурсервис»), согласованные в Департаменте транспорта и связи г.Москвы и органах исполнительной власти данных регионов, отправляются не от автовокзалов и автостанций, а от стихийно сложившихся мест, на которых не проводиться предрейсовый медицинский осмотр водителей, предрейсовый осмотр автобусов, не обеспечены условия антитеррористической защиты данного места массового скопления людей. По учетам Департамента транспорта и связи г.Москвы данные рейсы согласованы, а на деле отправляются от несанкционированных мест.
Таким образом, со дня введения в действие Постановления №24-ПП, Постановления №274-ПП, 950-ПП ситуация на рынке межрегиональных и международных пассажирских автоперевозок в г.Москве только усугубилась. Непродуманные и, под час однонаправленные действия и бездействия Департамента транспорта и связи г.Москвы ведут к уходу участников рынка в тень, уменьшают их конкурентные преимущества по сравнению с их недобросовестными конкурентами. Неоправданные барьеры для получения всевозможных разрешений в органах власти и управления препятствуют легализации основного массива межрегиональных и международных автоперевозок, как в Москве, так и в других субъектах Российской Федерации, что ведет к снижению качества перевозок, уменьшению налоговых платежей, увеличению антитеррористических угроз объектам транспортной инфраструктуры.
Принимая во внимание изложенное, в целях стабилизации рынка межрегиональных и международных пассажирских автоперевозок, повышению степени общественного контроля, обеспечению безопасности перевозок, по мнению экспертов из числа специалистов в области транспорта, необходимо:
- инициировать принятие в субъектах федерации нормативных правовых актов, регулирующих вопросы организации мест отправления и прибытия автобусов с учетом наличия как регулярных, так и нерегулярных пассажирских автоперевозок;
- принимать меры не к запрещению, а к легализации исторически сложившихся мест отправления автобусов, с учетом выполнения требований со стороны эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности перевозок и пассажиров;
- инициировать принятие в субъектах федерации нормативных правовых актов, регулирующих вопросы технического обеспечения выполнения требований Федерального закона «О транспортной безопасности» и антитеррористической безопасности объектов массового скопления людей, какими являются места отправления автобусов;
- инициировать проверку действующих нормативных правовых актов Правительства Москвы в области межрегионального и международного автотранспорта на предмет соблюдения антимонопольного законодательства и создания необоснованных административных барьеров участникам рынка;
- обсудить проблемы международных и межрегиональных автоперевозок с представителями союзов, ассоциаций и объединений перевозчиков, работающих в Московском регионе в рамках межведомственного совещания;
- направить соответствующие обращения о состоянии межрегиональных перевозок в Москве в Министерство транспорта РФ, Российский автотранспортный союз, Государственную Думу ФС РФ;
- из представителей союзов, ассоциаций и объединений перевозчиков создать рабочую группу по разработке регламентов, технологий и проч. по взаимодействию участников рынка перевозок, работающих в Москве.
Ассоциация, в которой имеются специалисты по организации межрегиональных, международных автобусных перевозок, организации и эксплуатации пунктов отправления и прибытия автобусов, по обеспечению транспортной, антитеррористической безопасности перевозок, безопасности дорожного движения готова оказывать содействие в создании цивилизованных условий транспортного обслуживания населения и повышению его качества и безопасности.


С уважением,
по поручению членов Ассоциации

Генеральный директор Ассоциации Д.В.Линев