Обращение Кичеджи В.Н. №8

Руководителю Департамента транспорта и связи г.Москвы
Кичеджи В.Н.


Уважаемый Василий Николаевич!

Органы законодательной и исполнительной власти Российской Федерации принимают меры по формированию правового пространства, регулирующего вопросы организации межрегиональных пассажирских автоперевозок в нашей стране. Так, с 2006г., вместо нормативных правовых актов, разработанных в 60-80-е года прошлого столетия, приняты новые Устав автомобильного транспорта, Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом, впервые определены требования к транспортной безопасности.
Законодатели приняли меры, стимулирующие производство новых автобусов в России, были разработаны удобные лизинговые и кредитные формы, позволявшие даже небольшим автотранспортным предприятиям приобретать новые автобусы, что в конечном итоге оказывало влияние на повышение качества предоставляемых услуг по перевозке пассажиров в межобластном сообщении.
Вместе с тем, развивающийся кризис практически свел до минимума возможности транспортников открывать новые маршруты, совершенствовать существующие, обновлять подвижной состав и повышать конкурентные преимущества. Рентабельность перевозок резко упала, так как зависит от количественных характеристик пассажиропотока, себестоимости перевозки, повышения дополнительных затрат на организацию перевозок и т.д.
Снизилась активность Правительства Москвы и уполномоченного им органа – Департамента транспорта и связи г.Москвы по созданию надлежащих условий для организации пассажирских автоперевозок. Так, например, 15.01.2005г. было принято Постановление №24-ПП, определяющее порядок организации отправлений в г.Москве межрегиональных и международных автобусных маршрутов, а также пунктов их отправления. По замыслу авторов Постановления, места отправления автобусов, а попросту автостанции, надлежало организовать на выносных магистралях вдали от центра, дабы разгрузить транспортные магистрали Москвы и равномерно распределить пассажиропоток, прибывающий и убывающий из столицы. В рамках данного документа с 2005 по 2007г.г. Департаментом транспорта и связи Москвы было согласовано 10 пунктов отправлений автобусов, что для такого мегаполиса, как Москва весьма мало, в настоящее время официально функционируют всего 5 таких пунктов. Перевозчики, ранее отправлявшиеся от согласованных пунктов, теперь отправляются от тех же мест, но только на нелегальном основании, а перераспределить пассажиропоток на другие автостанции затратно и нерентабельно, учитывая ослабление пассажиропотока в кризисный период.
Более 30 перевозчиков членов нашей Ассоциации, ранее отправлявшихся от санкционированных мест и не по своей вине потерявшие статус легальных, подвергаются постоянных проверочным мероприятиям со стороны органов власти и управления. Вместо того чтобы содействовать объектам малого бизнеса, которыми являются подавляющее большинство перевозчиков, в создании максимальных условий для обеспечения их законной деятельности, Правительство Москвы изобретает такие формы работы, которые приводят организацию перевозок и продажи билетов к абсурду. Так, например, в 2006г. Правительством Москвы было принято Постановление №274-ПП, определяющее порядок размещения объектов мелкорозничной торговли, к которым были отнесены пункты продажи билетов. Попытки согласовать схему размещения наталкивались на отсутствие регламентирующего документа – Регламента подготовки Департаментом транспорта и связи города Москвы разрешений на размещение мобильных объектов по реализации билетов на межрегиональный (международный) автобусный транспорт, который был принят только в октябре 2008г., т.е. спустя 2,5 года. Сам Регламент вызывает изумление у транспортников тем, что предполагает размещение мобильных пунктов продажи билетов в санкционированных местах отправления автобусов, где уже есть стационарные кассы. Т.е. Правительство Москвы вместо упрощения процедур согласования, создания условий для работы объектам малого бизнеса, наоборот создает административные барьеры, что не позволяет добросовестным участникам рынка осуществлять свою работу на законных основаниях, что, в свою очередь, порождает коррупцию и преступность, складывающуюся вокруг несанкционированных мест отправления автобусов.
Еще одно проблемой стала монополизация рынка автовокзального обслуживания в Москве. Так, например, из 10 согласованных на октябрь 2007г. миниавтостанций 8 (80%) принадлежало автопредприятиям, которые одновременно занимались и автовокзальным обслуживанием и перевозочной деятельностью, что ставило других перевозчиков, особенно региональных, в заранее дискриминационные условия и не гарантировало от самовольства и экономической коньюктуры владельцев пунктов отправления. Членами Ассоциации отмечались неоднократно факты прямого шантажа перевозчиков такими недобросовестными участниками транспортного рынка, вымогательств денежных средств за право продолжения использования накатанного маршрута и оформленного паспорта маршрута.
Особую озабоченность у Ассоциации вызывают попытки целевых устремлений к рынку со стороны одной из естественных монополий Российской Федерации – ОАО «РЖД». Анализ имеющейся информации о состоянии рынка пассажирских автоперевозок показывает, что ОАО «РЖД» изучает возможность передачи привокзальных площадей по все территории Российской Федерации, где есть железнодорожное сообщение в свое ведение, где на их территории планируется организовать альтернативные автовокзалы. Автовокзальная инфраструктура будет размещаться на базе железнодорожных вокзалов, перроны на привокзальных площадях, а билеты будут реализовываться через ведомственную сеть ОАО «РЖД». Кроме того, планируется закупка большого количества новых автобусов ведущих производителей Европы. Организация альтернативных автовокзалов и закупка новейшего подвижного состава не оставляет весомых шансов региональным перевозчикам конкурировать с естественной монополией, к тому же обладающей огромными материальными ресурсами и готовой инфраструктурой. Существующие автовокзалы и автостанции в данных условиях не смогут выставить сколько-нибудь серьезных конкурентных преимуществ новой сети, так как, помимо всего, в стране не создано единой системы диспетчирования и продажи билетов на автобусный транспорт, какая может быть быстро и эффективно развернута на базе инфраструктуры ОАО «РЖД». А региональные перевозчики, особенно небольшие, не смогут выдержать конкуренцию подвижному составу, которое планируется для закупки ОАО «РЖД». Для достижений своих целей ОАО «РЖД» уже использует правоохранительные и контролирующие органы, Департамент транспорта и связи Москвы по сути, втягивая органы государственной власти в правоотношения между хозяйствующими субъектами.
Таким образом, неэффективные нормативные правовые акты, падение пассажиропотока, связанного с кризисными явлениями в экономике, не проработанность взаимоотношений между владельцами пунктов отправления автобусов и перевозчиками, недобросовестные устремления естественной монополии, отсутствие единого транспортного пространства, включающего единую систему диспетчирования, единую сеть продажи билетов и единое расписание ведет существующую систему пассажирских межрегиональных автоперевозок к стагнации, что скажется на снижении качества услуг, уменьшения рентабельности, сокращении рабочих мест и значительного снижения налоговых платежей.
Наша Ассоциация, с 2006г. глубоко изучающая протекающие в отрасли процессы, пришла к выводу о необходимости повышения конкурентных преимуществ своих членов путем формирования так называемого Единого транспортного пространства. Это позволит решить следующие проблемы:
- увеличить наполняемость автобусов;
- снизить затраты на привлечение пассажиров;
- снизить затраты на подготовку обобщенных данных по перевезенным пассажирам;
- оптимизировать расписание;
- повысить степени независимости перевозчика от автовокзала (автостанции) при продаже билетов;
- управлять перевозчику самостоятельно свом сегментом Единого расписания;
- повысить степень контроля за реализацией билетов перевозчиком в режиме реального времени;
- получить возможность интермодирования своих маршрутов с другими маршрутами или видами транспорта.
Единое транспортное пространство, формируемое нашей Ассоциацией, включает в себя:
- Единое расписание движения автобусов;
- Единую кассовую сеть продажи автобусных билетов (проект уже совместно реализуется с ЗАО «Транспортная клиринговая палата» под брэндом «Национальные автобусные линии» и будет запущен для потребителей в сентябре сего года);
- Единую диспетчерскую систему (будет реализована на базе Российского Автотранспортного Союза с использованием системы ГЛОНАСС, в данный момент реализуется в Ассоциации среди ее членов).
Наши члены смогут в режиме реального времени реализовывать свои билеты через сеть аккредитованных агентств ЗАО «ТКП» (3000 агентств), в рамках существующей и отлаженной системы взаиморасчетов, а персонифицированные данные на перевезенных пассажиров будут отправляться в необходимом для органов ФСБ РФ формате для использования в ведомственной информационно-поисковой системе и готовы для обработки и использования в интересах розыска в пассажиропотоке с момента запуска системы и продажи первого билета, что полностью соответствует требованиям Федерального Закона «О транспортной безопасности» и является уникальной в сфере автобусных перевозок (формат данных точно такой же, как система «Сирена-2000»).
Члены Ассоциации смогут также продавать через возможности этого программного продукта смешанные (интермодальные) перевозки различных видов транспорта, что существенно повысит качество услуг, привлечет дополнительное количество клиентов, легализует многих перевозчиков, которым не надо будет пользоваться сомнительными услугами разного рода «зазывал» и посреднических организаций.
Ассоциация имеет аккредитацию Российского Автотранспортного Союза и Министерства транспорта РФ на право участия в формировании сети регулярных автобусных маршрутов в Российской Федерации, что позволяет ей напрямую в интересах ее членов – перевозчиков оформлять паспорта регулярных межрегиональных и международных маршрутов, оперативно реагировать на изменение спроса на перевозки, и в максимально короткие сроки открывать новые маршруты.
Членам Ассоциации принадлежит 480 автобусов различной вместимости выпуска не ниже 2004 года выпуска, что соответствует стандарту экологичности Евро-3. Аналогичную работу по формированию сети миниавтостанций, ориентированных на отправления маршрутов в Москву, включающую сеть (шаговой доступности) пунктов продажи автобусных билетов на данные перевозки, Ассоциация проводит в Ростовской, Самарской, Калужской, Смоленской, Брянской областях, Ставропольском и Краснодарском краях, республиках Марий-Эл, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Чувашия.
Ассоциация имеет все необходимые возможности и опыт по созданию цивилизованных условий отправления автобусов по межрегиональным и международным автобусным маршрутам в интересах обеспечения надлежащего качества транспортных услуг населению и обеспечения безопасности пассажиров. При этом Москва получит:
- легализованные места отправления автобусов, отвечающие требованиям Московского и федерального законодательства;
- дополнительные налоговые поступления от функционирования миниавтостанций;
- единую сеть продажи билетов, отвечающую требованиям транспортной безопасности;
- дополнительные рабочие места;
- улучшение криминогенной обстановки в местах концентрации пассажиропотоков;
- порядок в отправлении автобусов по межрегиональным и международным маршрутам;
- повышение качества услуг по перевозке пассажиров межрегиональным автобусным транспортом;
- систему мониторинга пассажиропотоков в интересах обеспечения антитеррористической безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Таким образом, в настоящее время Ассоциация имеет техническую и ресурсную возможность начать реализацию автобусных билетов через сеть агентств шаговой доступности ЗАО «ТКП» для членов Ассоциации, в рамках имеющегося Единого расписания, включающего более 60 маршрутов в регионы Центрального, Южного, Приволжского и Северо-западного федеральных округов. По этим маршрутам ежедневно осуществляются только из Москвы 267 отправлений автобусов по межрегиональным маршрутам. Указанная система не имеет аналогов в Российской Федерации. Это позволит начать контролируемый органами власти и управления процесс перераспределения существующих исторически сложившихся пассажиропотоков от железнодорожных вокзалов на периферию города в рамках предлагаемой Департаментом транспорта и связи Москвы концепции.
Учитывая вышеизложенное, наша Ассоциация предлагает следующее:
- до строительства надлежащего количества автовокзалов, автостанций и транспортно-пересадочных узлов, принять меры к временной легализации мест отправления автобусов по межрегиональным и международным маршрутам, а именно, упростить прядок оформления арендных отношений на земельные участки под организацию автобусных перронов и согласования пунктов отправления и прибытия автобусов, в рамках Постановления Правительства Москвы от 15.01.2005г. № 24-ПП;
- ходатайствовать перед Правительством Москвы о корректировки Постановления Правительства Москвы от 14.10.2008г. №950-ПП в части, касающейся схем размещения мобильных пунктов продажи билетов без привязки к согласованным автостанциям;
- в формате государственно-частного партнерства, в качестве эксперимента, совместно с ГУП «Мосгортранс» согласовать ряд временных автостанций на выносных магистралях на периферии города. Ассоциация будет стимулировать своих членов к перемещению мест отправления автобусов в указанные места, включать маршруты, отправляемые от данных автостанций, в Единое расписание и размещать продажу билетов перевозчиков, работающих от данных согласованных мест в Единой кассовой системе;
- с учетом данных о попытках ДЖВ ОАО «РЖД» устранить силами органов власти и управления Москвы конкурентов в лице автотранспортных предприятий, осуществляющих деятельность от привокзальных площадей Москвы, в интересах организации собственных автовокзалов, ходатайствовать перед Правительством Москвы о корректировке концепции наведения порядка на привокзальных площадях с учетом данных фактов и ситуации, складывающейся на рынке межрегиональных пассажирских автоперевозок;
- в целях совершенствования системы межрегиональных и международных пассажирских автоперевозок, осуществляемых от Москвы, включить представителей Ассоциации в соответствующие рабочие группы Департамента транспорта и связи Москвы, привлекать Ассоциацию, имеющую необходимую аккредитацию Российского Автотранспортного Союза, наравне с Московским транспортным союзом, к формированию маршрутной сети;
- провести рабочее совещание с участниками транспортного рынка, их представителями в лице некоммерческих объединений о перспективах развития системы межрегиональных и международных пассажирских автоперевозок в Москве, с участием представителей Российского Автотранспортного Союза, Министерства транспорта РФ, Центрального управления государственного автодорожного надзора;
- в целях совершенствования транспортного обслуживания пассажиров и выработки мер регулирования и контроля, подготовить и направить Мэру Москвы информацию об организации отправлений автобусов в Москве по межрегиональным и международным маршрутам.

Приложение:
1. Аккредитация Российского Автотранспортного Союза.


Заранее благодарю,

Директор Ассоциации Д.В.Линев