Доклад «Инновационные методы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в РФ на современном этапе»

«Инновационные методы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры в РФ на современном этапе»

Председатель Правления Ассоциации «Межрегионавтотранс» С.В.Храпач

В настоящий период вопросы обеспечения транспортной безопасности регулируются Федеральным законом «О транспортной безопасности» и рядом нормативных правовых актов: 2 постановления (распоряжения) Правительства РФ и 4 приказа Минтранса РФ.

Приказом Минтранса РФ от 08.11.2011г. №42 были определены требования по обеспечению транспортной безопасности, например, на объекте транспортной инфраструктуры образовать в соответствии с особыми уставными задачами и/или привлечь в соответствии с планами обеспечения транспортной безопасности подразделения транспортной безопасности для защиты ОТИ от актов незаконного вмешательства, включая группы быстрого реагирования - специально оснащенные, мобильные, круглосуточно выполняющие свои задачи по реагированию на подготовку совершения или совершения АНВ в зоне транспортной безопасности и/или на критических элементах ОТИ, а также на нарушения внутриобъектового и пропускного режимов группы из числа сотрудников подразделений транспортной безопасности. Эти и иные требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе категорирования такого вида объекта, как автобус, не только абсурдны, но и практически невыполнимы для большинства участников автотранспортной деятельности.

Цель законодательства, регулирующего вопросы транспортной безопасности, обеспечить эту самую безопасность, как для пассажиров, так и для самих объектов. Предлагаемые меры по реализации не смогут обеспечить заявляемую цель. Заборы, шлагбаумы, специально обученные сотрудники подразделений по обеспечению транспортной безопасности не смогут обеспечить, например, сплошной контроль багажа, перевозимого автобусами, или сплошной досмотр автобус во всех технологических полостях и отсеках, не предотвратит внедрения потенциального террориста в штат автотранспортного предприятия (террорист, который будет реализовывать свои цели - это не всегда ваххабит с бородой, это может быть местный житель славянской национальности). К тому же сложно представить себе небольшие районные и сельские автостанции, обнесенные заборами, со сплошным контролем за транспортными средствами и пассажирами.

Таким образом, предлагаемая система мер по обеспечению транспортной безопасности не адекватна угрозам, очень затратная для владельцев объектов транспортной инфраструктуры и не сможет предотвратить акты незаконного вмешательства, даже на уровне обычного хулиганства, не говоря уже о диверсионно-террористических устремлениях.

Анализ существующих технических средств и технологических решений показывает, что на рынке представлены весьма интересные системы контроля за периметром предприятия, позволяющие не только обеспечить контроль за территорией, но и за перемещением персонала, пассажиров, багажа.

Например, система средств биометрии, которая позволяет:

- ввести зональные ограничения для перемещений персонала (контроль за перемещением, ограничение перемещения в зоны доступа);

- обеспечить автоматизированный доступ на территорию автовокзала только тех автобусов, которые внесены в банк системы (обеспечение проезда только автобусов, работающих на маршруте);

- идентифицировать водителя в привязке к автобусу (обеспечивает въезд-выезд только тех водителей, которые имеются в банке системы, и исключает проход человека по документам другого);

- исключить доступ посторонних лиц (хоть и сотрудников) в непредусмотренные их функциональными обязанностями зоны;

- мониторинг (в т.ч. в режиме реального времени) перемещений персонала для выявления возможных устремлений противоправного характера).

Предлагаемая система эффективна не только в целях обеспечения режима и безопасности объекта, т.е. для владельцев транспортной инфраструктуры, но и может послужить дополнительным конкурентным преимуществом для пассажиров: предлагается продажа перевозочных документов через терминалы оплаты, с возможностью бронирования перевозки,, формирования заказа и оплаты, причем средством идентификации служит радужная оболочка глаза пассажира, который создает в системе свой личный кабинет. Это не только упрощает пассажиру операционный процесс покупки билета, но и вносит указанный билет в базу данных, в т.ч. содержащую паспортные данные пассажира. Причем пассажиру для прохода в зону отправления просто необходимо приложить штрих-код к валидатору, который распознает билет и не пропустит пассажира, если билет не актуальной даты или времени отправления.

Таким образом, с помощью указанной системы можно реально и эффективно обеспечить систему контроля и безопасности объекта транспортной инфраструктуры, с минимальными затратами, и ввести систему разделения пассажиропотоков, как это сделано, например, на автовокзале Лондона, где штат составляет всего 6 человек, соответственно человеческий фактор в технологическом процессе обслуживания пассажиров минимален. Такая система, помимо обеспечения транспортной безопасности, оптимизирует расходы на содержание автовокзала, что, наверное, первичнее, и не станет тяжким, а порой, и не выполнимым бременем для автотранспортных предприятий.

ФЗ «О транспортной безопасности» предполагает реализацию перевозочных документов по паспортным данным пассажиров. Это установка может не только помочь органам правопорядка выявить террориста (хотя не понятно как), но и существенно повысить рентабельность автотранспортного предприятия (автовокзала, перевозчика) за счет расширения сети пунктов реализации перевозочных документов на рейсы.

Это уже реализуется во многих субъектах РФ путем создания участниками процесса перевозок (автовокзалы, перевозчики) программно-аппаратных комплексов по бронированию и продажи билетов. Однако федерального оператора этой услуги, который мог бы объединить всех заинтересованных участников, пока нет.

К нам приходит много обращений от руководителей разного рода объектов транспортной инфраструктуры связать всех региональных операторов в единый центр бронирования и расчетов. Реализуемая нами программа бронирования билетов «ЕКС» технически позволяется это делать в кратчайшие сроки. По нашему мнению, формирования такого центра возможно. Он оптимизирует диспетчеризацию перевозок, реализацию перевозочных документов различного вида (на регулярные, заказные рейсы), позволит потребителю максимально быстро и удобно бронировать билеты, оплачивать их всеми актуальными способами (интернет-деньги, кредитные карты, мобильные телефоны и др.), приобретать интермодальные перевозки, включающие как различные виды транспорта, так и стыковочные рейсы. Нам очень импонируют технические решения барнаульцев, в которых мы видим партнеров по созданию такого центра.

Понимая роль, место и статус РАС, он должен стать такой площадкой, которая не только создаст организационные формы взаимодействия участников такого центра, но и будет продвигать эти инновационные идеи в органах власти РФ, например, путем ходатайства в Минтранс РФ о расширении правоприменения нейтральных бланков НСАВ-ТКП для реализации интермодальных перевозок и продвижения проекта ФЗ «О прямых (смешанных) перевозках, что позволит эти перевозки реализовывать, представить на российский рынок новую услугу, которая, суда по нашим исследованиям, очень востребована, а также интегрироваться в европейский рынок пассажирских автомобильных перевозок, в случае вхождения России в ВТО.

В заключение хочется отметить следующее.

Буква и дух законов и иных нормативных правовых актов в области обеспечения транспортной безопасности перекладывает ответственность за транспортную безопасность на владельцев инфраструктуры. Государство, таким образом, расписалось в своем бессилии обеспечить безопасность личности, общества от противоправных проявлений, хотя, согласно федеральным законам «Об органах безопасности в РФ», «Об ОРД», именно эти функции возложены на государство. Наша задача, заставить государство прислушаться к мнению членов автотранспортного сообщества, и принять на себя бремя по финансированию установки систем обеспечения транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, освободит от этого предприятия и организации, которые с большим эффектом потратят эти немалые средства на обновление подвижного состава или улучшения качества обслуживания пассажиров. Только четко определенная позиция РАС, реализованная в виде обращения к Президенту РФ, в Правительство РФ, спасет отрасль от уничтожения. По сути, ориентируясь на политику государства в этой отрасли, транспортная безопасность представляет собой опасность для транспортной отрасли.

Прошу участь наши предложения при формировании резолюции съезда РАС.