Доклад «Перспективы развития систем бронирования и реализации перевозочных документов на автомобильный пассажирский транспорт в РФ»

«Перспективы развития систем бронирования и реализации перевозочных документов на автомобильный пассажирский транспорт в РФ»

Председатель Правления Ассоциации «Межрегионавтотранс» С.В.Храпач

В настоящий период более 40 корпоративных программных продуктов по бронированию и реализации перевозочных документов. Все они разрабатывались для повышения эффективности при реализации билетов на рейсы и продвижения своих перевозок в среде конкурентов.

Указанным программным продуктам характерные следующие основные особенности:

- узкая корпоративная направленность, включающая в себе особенности платформы и привязанность к особенностям технологии обслуживания пассажиров на определенном автовокзале (автостанции);

- отсутствие связи с аналогичными программами в смежных субъектах РФ;

- отсутствие возможности реализовывать перевозочные документы на заказные (чартерные) перевозки;

- сложности при создании дилерской сети по продаже билетов (большая стоимость оборудования, сложность расчетов);

- отсутствие возможности бронирования билетов и их оплаты через глобальную сеть Интернет и иные инновационные способы.

Особенности имеющихся корпоративных программных продуктов не позволяют:

- создать федеральное единое расписание движения автобусов по межрегиональным и международным маршрутам;

- создать сеть реализации перевозочных документов в местах шаговой доступности;

- продавать заказные перевозки, составляющие до 75% от общего числа перевозок;

- формировать интермодальные перевозки;

- наладить обратную продажу перевозочных документов;

- создать общую систему расчетов.

Сами по себе указанные системы малоинтересны из-за небольшого объема реализуемых через них билетов, однако, при объединении указанных систем в единую систему бронирования и продажи билетов, появляется экономический смысл.

1. Объединение программных продуктов автовокзалов и автостанций, перевозчиков и иных операторов в единую систему создаст так называемое федеральное единое расписание движения автобусов по межрегиональным и международным автобусным маршрутам, о котором говорил Министр транспорта РФ И.Е.Левитин

2. Единое расписание позволит привлечь таких крупных операторов по продаже авиа и железнодорожных билетов, как ЗАО «ТКП», «Габриэль», что существенно увеличит географию реализации автобусных билетов.

3. Единое расписание станет экономически мотивированной основой для создания единого транспортного пространства, системы, которая была во времена СССР, но была разрушено и инее создана до сих пор.

4. Единое расписание позволит бронировать и приобретать билеты всех форм на все виды перевозок в удобных для пассажиров формах и местах.

5. Единое расписание будет создавать условия для здоровой конкуренции в отрасли, что позитивно скажется на качестве предоставляемых услуг.

6. Единое расписание позволит создавать стыковочные рейсы, реализовывать, при определенных условиях, интермодальные перевозки.

7. Единое расписание позволит безболезненно интегрироваться в систему перевозок ВТО.

Базовым программным продуктом для объединения существующих систем бронирования и продажи билетов может стать система бронирования и продажи автобусных билетов «ЕКС».

Это обусловлено следующими причинами:

- способностью программы быстро интегрироваться к существующей программе, без замещения ее своим продуктом;

- отсутствием необходимости приобретать специальное оборудование, ПО, т.к. концепция «ЕКС» предусматривает передачу доступа в нее, а не прекращение работы корпоративной программы для внедрения «ЕКС». Интерфейс, функционал существующих корпоративных программных продуктов сохраняется;

- наличием простого и понятного интерфейса;

- наличием большого функционала, позволяющего работать в нем как автовокзалам, так и перевозчикам, а также продавать билеты, как регулярные маршруты, так и на чартерные;

- наличием возможности создавать свои дилерские и субдилерские сети продажи перевозочных документов;

- наличием возможности в режиме реального времени отслеживать продажи перевозочных документов, заполняемость автобусов;

- наличием возможности использовать сеть федеральных операторов услуг (ТКП, МТС, Билайн и др.), для квалифицированной реализации билетов.

- наличием возможности по оплате перевозочных документов различными способами, в т.ч. инновационными.

«ЕКС» позволяет:

- реализовывать перевозочные документы, как на регулярные, так и заказные межрегиональные и межмуниципальные пассажирские автоперевозки;

- вести электронное билетооформление;

- бронировать за 45 суток до отправления места в автобусах, в т.ч. через сеть Интернет;

- выкупать забронированные места через сеть Интернет, путем кибер-денег, через кредитные карты, через терминалы моментальной оплаты, со счета мобильного телефона;

- выбирать пассажирам для бронирования удобные для них места в режиме реального времени с помощью, так называемого конструктора автобуса;

- приобретать различными формами оплаты перевозочные документы в местах шаговой доступности для них (салоны сотовой связи «Евросеть», «Билайн», «МТС» и др.);

- управлять своим расписанием владельцу маршрута в режиме реального времени (тарифицировать поездку, изменять место и время отправления);

- оперативно и малозатратно расширять дилерскую сеть по реализации перевозочных документов в регионах, в т.ч. в тех, куда не осуществляются маршруты в Едином расписании, но где могут находиться потенциальные потребители услуги;

- в режиме реального времени отслеживать владельцу маршрута заполняемость его автобусов в целях планирования увеличения (уменьшения) количества автобусов, необходимых для обслуживания меняющегося пассажиропотока;

- концентрировать данные о перевезенном пассажиропотоке в интересах обеспечения требований транспортной безопасности.

«ЕКС» осуществляет взаиморасчеты между перевозчиками, дилерами, базируясь на Едином расписании, состоящем из локальных расписаний владельцев маршрутов, указанное Единое расписание, при принятии Федерального закона «О прямых (смешанных) перевозках» позволит оперативно организовать продажи интермодальных перевозок без дополнительных временных и финансовых затрат.

В настоящий период в Единое расписание входит 171 тарифицированное направление в 23 субъекта РФ, как по лучевому, так и по хордовому признаку сообщений.

Преимущества для пассажиров от использования «ЕКС»:

- шаговая доступность мест реализации перевозочных документов;

- единая цена перевозочных документов, как в дилерской сети, так и у автовокзала (перевозчика).

Преимущества для перевозчиков от использования «ЕКС»:

- возможность контроля в режиме реального времени за реализацией перевозочных документов;

- оперативное изменение расписания и параметров перевозки по своему маршруту;

- увеличение рентабельности за счет дополнительных конкурентных преимуществ из-за расширения сети реализации перевозочных документов и снижения издержек на организацию продажи перевозочных документов;

- отсутствие необходимости передавать данные о перевезенных пассажирах в рамках ФЗ «О транспортной безопасности».

Преимущества для автовокзалов от использования «ЕКС»:

- реализация через широкую дилерскую сеть «ЕКС» перевозочных документов на маршруты, обслуживаемые на автовокзале;

- реализация через широкую дилерскую сеть «ЕКС» билетов на маршруты, не проходящие через автовокзал, потенциальным пассажирам;

- получение доходов от функционирования субдилерской сети, создаваемой и управляемой автовокзалом.

Преимущества для дилеров от использования «ЕКС»:

- повышение общей рентабельности организации за счет привлечения дополнительных потребителей, приобретающих перевозочные документы, в реализации основного продукта;

- получение дополнительных доходов от реализации перевозочных документов.

Преимущества для органов государственной власти от использования «ЕКС»:

- обеспечение требований транспортной безопасности в части, касающейся аккумулирования данных о перевезенных пассажирах и реализации перевозочных документов по паспортным данным;

- увеличение налоговых отчислений от реализации перевозочных документов в связи с их прозрачностью.

Концепция «ЕКС» не предполагает реализацию программного продукта и (или) специального оборудования, для работы с «ЕКС» необходимо иметь устойчивый доступ в Интернет, компьютер и доступ в систему.

Система имеет возможность настраиваться на особенности технологии обслуживания пассажиров и ведения учета, что позволяет применять ее не только на различных автовокзалах, где обслуживаются регулярные рейсы, но и в туристических компаниях, работающих с чартерными рейсами.

Специалисты нашей Ассоциации в своем программном продукте готовы использовать межпрограммный обмен данными. Это позволит использовать уже готовые и привычные программные продукты наряду с программным продуктом «ЕКС».

Автоматизированная система позволяет вести персонифицированный учет пассажирах на любых маршрутах. Паспортные данные пассажира печатаются на билете, в посадочной ведомости и регистрируются в базе данных в объеме, предусмотренном Федеральным законом «О транспортной безопасности». Возможен поиск пассажира в базе данных по различным критериям: дате, рейсу, фамилии, номеру удостоверения личности или по их комбинации. Информация о перевезенных пассажирах передается на серверы правоохранительных органов. При персонифицированном учете пассажиров возможен контроль введенных данных по справочникам правоохранительных органов для выявления лиц, находящихся в розыске.

Согласно заключения Управления «Т» СЭБ ФСБ РФ от 18.05.2010г. №Л-297, «ЕКС» полностью соответствует требованиям, предъявляемым органами безопасности к подобным информационным системам и используется при формировании автоматизированных централизованных баз персональных данных о пассажирах единой государственной информационной системы обеспечения транспортной безопасности, как это предусмотрено п.1 ч.3 и ч.5 ст.11 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Нами разработан микросайт «ЕКС» (движок), который может быть интегрирован в любой сайт (портал) в течение 3-4 дней, это позволяет нам реализовывать приоритет в виде продажи электронных перевозочных документов через крупные транспортные порталы по продажи железнодорожных и авиабилетов, а не путем увеличения точек продаж за наличный расчет. Это подтверждается статистикой реализации электронных перевозочных документов, которых гораздо больше, чем обычных, реализуемых через дилеров, в сотню раз.

«ЕКС» в настоящее время эксплуатируется около года и ее вышеперечисленными возможностями можно пользоваться уже сейчас.

В заключение хочется отметить, что идея «ЕКС» состоит в том, чтобы не навязывая участникам рынка свой формат работы, объединить их существующие системы в единое целое, позволяющее повысить рентабельность и конкурентоспособность автотранспортных предприятий и организаций и предоставить потребителям удобную для них качественную услугу.

Понимая роль, место и статус РАС, он должен стать такой площадкой, которая не только создаст организационные формы взаимодействия участников такой единой системы, но и будет продвигать эти инновационные идеи в органах власти РФ, например, путем ходатайства в Минтранс РФ о расширении правоприменения нейтральных бланков НСАВ-ТКП для реализации интермодальных перевозок и продвижения проекта ФЗ «О прямых (смешанных) перевозках, что позволит эти перевозки реализовывать, представить на российский рынок новую услугу, которая, суда по нашим исследованиям, очень востребована, а также интегрироваться в европейский рынок пассажирских автомобильных перевозок, в случае вхождения России в ВТО.