США - обзор рынка

По форме собственности в настоящее время в Соединенных Штатах везде работает в основном муниципальный транспорт, частного транспорта практически нет. Решения по транспорту принимаются на четырех уровнях управления: местном, региональном, штата и федеральном.

На местном уровне транспортные фонды складываются из налогов на собственность, платы за транзитный проезд, а также из других источников, например, части штатного и федерального налогов на моторные топлива и налогов на продажу. Большая часть денежных средств используется на строительство и поддержание улиц, дорог и транзитное обслуживание, включая небольшие проекты, такие как установка светофоров, дорожных знаков и автобусных остановок.

Региональные транспортные агентства, такие как Southern California Association of Governments (SCAG), San Diego Association Governments (SANDAG), Los Angeles County Metropolitan Transportation Authority (MTA), Orange County Transportation Authority (OCTA), играют важную роль в транспортных решениях. В их обязанности входят: долговременное планирование по транспортным вопросам, оценка проектов по усовершенствованию систем пассажирского автотранспорта, отбор проектов для штата и т.д. Решения принимаются советом директоров, который состоит из представителей различных городов и графств.

На уровне штата транспортные решения принимаются законодательными органами и губернатором штата, транспортной комиссией и департаментом транспорта данного штата. Законодательные органы и губернатор издают законы, определяющие основные направления развития услуг общественного транспорта, определяют величину налога.

На федеральном уровне Конгресс устанавливает федеральный налог и распределяет федеральные фонды среди штатов. Министерство транспорта США контролирует распределение доходов штатов, занимается дизайном транспортных проектов, следит за их качеством и обеспечивает соответствие их федеральным законам, касающимся окружающей среды.

В среднем в год на нужды пассажирского транспорта страны выделяется 6 млрд. долл. США из расчета: 80% - из федерального бюджета, 20% - за счет собираемости оплаты за проезд на местах. Приобретение подвижного состава на местах происходит из федерального бюджета за счет этих же 80%. Каждый год федеральный бюджет увеличивает субсидирование на пассажирский транспорт примерно на 2%.

Стоимость билета на разовый проезд в различных городах и поселках Америки колеблется от 1,5 до 2 долл. Стоимость проезда в каждом случае утверждает местный муниципалитет. Распределение денежных средств на компенсацию проезда льготников утверждается на федеральном уровне. В США сегодня имеются всего две категории льготников: инвалиды различных групп и причин возникновения инвалидности и ветераны. Деньги из федерального бюджета поступают в муниципалитеты, которые распределяют их по всем категориям льготников. Распределяются эти дотации в виде билетов. Все льготные пассажиры заходят в автобус уже с билетами, то есть компенсация идет непосредственно на приобретение билета.

В основном в Америке используются 12-метровые автобусы. Посадка пассажиров во все автобусы происходит через переднюю дверь, где установлены аппараты, которые, пропуская через себя магнитные карты, фиксируют вход пассажиров и одновременно производят их подсчет. При отсутствии магнитной карты проезд может быть оплачен и наличными. В отличие от нас, у них нет кондукторов. Водитель сам собирает выручку и сдает ее. Необходимо заметить, что все автобусы оборудованы для использования их людьми с ограниченными возможностями. Это означает, что в любой автобус пассажир способен въехать на инвалидной коляске.

Все маршруты досконально и тщательно изучаются, проводится глубокий анализ пассажиропотока. Если происходит рост, то транспортники рассматривают и принимают решения о расширении маршрутной сети или о продлении отдельных маршрутов. Затраты на один час работы в США составляет от 30 до 50 долл. Частники не проявляют особого желания занимать эту нишу в экономике стране, так как прибыль не велика, а затраты большие. Поэтому они стараются избегать работы на общественном транспорте.

На данный момент конкурсная система организации общественного транспорта в США также применяется, однако не она столь распространена, как в странах Европы.

Статистика в США позволяет выделить вид транспорта, похожий на маршрутные такси в РФ.
Доля конкурсных торгов в маршрутном такси в США составляет 69%.

Статистика может отличать по различным штатам, так как единого обязательного подхода к организации рынка пассажирских перевозок автомобильным транспортом нет.

Например, в городе Сан-Диего порядка 40% маршрутов обслуживаются на конкурсной основе. При этом достигнуты положительные результаты. В среднем цена на услуги перевозчиков снизилась на 30% по сравнению с ценами монополиста, работавшего на рынке пассажирских перевозок до введения тендерной системы. Следует отметить, что в среднем по США цена за услуги автобусных компаний в этот же период выросла на 3,3%.

В Сан-Франциско в целом незначительный объем конкурсных торгов на обслуживание маршрутов (15 % маршрутов). Однако практика их применения так же положительная.