4 способ борьбы с пробками

4. Интеллектуальная транспортная система

Не последней причиной образования заторов является неорганизованность автомобильного потока. Для того чтобы сложный механизм дорожного движения работал как часы, во многих мегаполисах мира уже действуют интеллектуальные транспортные системы. В частности, режим работы светофоров меняется в зависимости от дня недели, времени суток и плотности потока, а о пробках на дорогах водителям сообщают специальные табло.

Страховка от невыезда из пробки

В Москве подобная интеллектуальная транспортная система (ИТС) только создается. Не так давно заместитель мэра Москвы по транспорту Николай Лямов заявил журналистам, что именно текущий год станет "переломным" в борьбе с пробками: протяженность выделенных полос для общественного транспорта вырастет еще на 200 км, а разруливать трудные ситуации на дороге будет та самая ИТС.

Мировые лидеры в индустрии ИТС – Корея, Сингапур и технологичная Япония, их догоняют США и Германия. У заграничных изобретателей действительно есть что позаимствовать России. Например, в Токио специальные передатчики и маяки на дорогах для поддержки системы автомобильной информации (VICS) установили еще в 1995г., тогда же появились специальные автомобильные навигаторы для этого сервиса. Система с помощью GPS позволяет мгновенно получить данные о загруженности дорог и возможных путях объезда.

В центре управления транспортом в корейском Пусане есть специальный терминал автобусной информации, который связан со всеми автобусами. Терминал передает информацию на остановки, где по специальным экранам пассажиры могут узнать, почему и на сколько задерживается маршрут. Подобные динамические табло есть и в английском Лестере.Как известно, дорожные знаки на светодиодах лучше видно, и они экономят электричество. Знаки, как и все внешние устройства ИТС, подключены к запасным генераторам, в случае коллапса они продолжают работать. В гонконгской системе разные индикаторы включаются в разное время суток, в зависимости от загруженности соответствующего участка дороги. 27 светящихся табло работают на транспортном узле аэропорта Ла Гуардия в Нью-Йорке.

"Умнеющая" столица

Москва старается не отставать. В рамках создания ИТС в столице, работа над которой началась в прошлом году и должна завершиться в 2013г., столичные власти планируют создание единого диспетчерского центра, установку регулируемых светофоров и электронных табло с информацией о пробках и возможных путях их объезда, единой навигационной системой при этом станет ГЛОНАСС.

По словам Н.Лямова, сейчас на основных магистралях Москвы уже установлено больше тысячи детекторов, которые позволяют следить за ситуацией на дороге. Оборудование московских дорог экранами-подсказками и "умными" светофорами влетит в копеечку – стоимость ИТС оценивается в 210 млн долл. (более 6,3 млрд руб.). При этом, по словам М.Блинкина, ресурсы ИТС по разруливанию пробок будут весьма невелики. "Несмотря на то, что в Москве есть проблемы в организации движения, получить существенные преимущества, наладив работу светофоров, невозможно. Когда дорожная сеть "бедная", нет возможности использовать математические методы регулирования движения, перенаправляя потоки", - говорит М.Блинкин, добавляя, что отдельные элементы ИТС могут "пригодиться в будущем".

Секундомер для ГИБДД

Как быстро рассосется пробка, по-прежнему в значительной степени зависит и от реакции специальных служб и сотрудников ГИБДД. И здесь ждать приезда инспектора на рядовое ДТП можно часами. Сейчас приказом МВД России №185 четко регламентировано лишь время прибытия инспекторов на место ДТП, в которых есть пострадавшие (20 мин. в Москве и Петербурге, в других городах - 15 мин., в прочих населенных пунктах и других автодорогах - 60 мин).

Ограничить время прибытия сотрудников автоинспекции на место аварии летом 2011г. предложила Генпрокуратура. Однако в Госавтоинспекции инициативу надзорного ведомства встретили в штыки и о ней благополучно забыли. Вместе с тем, во всех в развитых странах полицейские вообще не приезжают на "жестяные" аварии, разбираются сами автовладельцы и их страховые компании, отмечает М.Блинкин. "Ни в одном мегаполисе мира не хватит полицейских, чтобы выезжать на все мелкие ДТП", - подчеркивает эксперт.