2 способ борьбы с пробками

2. Дороги

Самым действенным и очевидным способом в борьбе с пробками является улучшение транспортной инфраструктуры. В этом плане дадут фору мировому автомобильному сообществу японцы. Страна восходящего солнца имеет одну из самых совершенных и развитых транспортных систем в мире. Единая сеть высокоскоростных платных дорог соединяет крупнейшие города на островах Хонсю, Сикоку и Кюсю. Токио опоясывает магистраль "Кукодо 16" - японская дорога национального значения протяженностью 241 км.

Непропускающие дороги

Согласно госпрограмме по развитию транспортной системы Москвы, в российской столице в 2012-2016гг. будет построено еще порядка 439 км дорог, реконструировано 19,5 км трасс и организовано 1,5 млн парковочных мест. Но и потратиться придется изрядно: инвестиции составят 2 трлн 273 млрд руб., из них 1 трлн 600 млрд руб. - из столичного бюджета.


При этом, как отмечается в той же госпрограмме, сейчас плотность улично-дорожной сети в Москве в 2-4 раза ниже аналогичных показателей крупнейших мегаполисов мира (3,3 км/кв. км), а плотность населения, напротив, в 1,5-2 раза выше (100 чел./га). Помимо этого, по словам экспертов, в городе фактически отсутствуют скоростные магистрали.

"За границей в таких городах, как Лос-Анджелес, Торонто, Сидней, Нью-Йорк и другие, действует система скоростных городских дорог. Так называемые urban freeways, лежащие вне "пятна" городской застройки, занимают в США порядка 30-35% территорий крупных городов, в Европе этот показатель составляет порядка 20%, а в Москве - в лучшем случае 9%", - констатирует руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин.

По его словам, единственная магистраль, отвечающая этому стандарту, - это отдельные участки Третьего транспортного кольца. В итоге в Нью-Йорке средняя скорость движения по городу составляет около 40 км/ч, в мегаполисах Европы - порядка 30, а в Москве не дотягивает и до 20 км/ч.

Руководитель Московского центра борьбы с пробками Александр Шумский заметил, что в Москве новые дороги (кроме нескольких хорд) сейчас почти не строятся - упор сделан на реконструкцию существующих магистралей. На его взгляд, правильнее было бы остановить выбор на стратегии создания новых дорог.

Связать и развязать

Спасение российской столицы от транспортного коллапса А.Шумский видит в увеличении связанности дорожной сети. "У нас площадь дорожной сети относительно площади города составляет 8-9% при норме 25-30%. И пока мы не будем строить больше мостов, больше путепроводов, то мы так и будем из Бирюлево Западное в Бирюлево Восточное через МКАД ездить. И мосты через Москву-реку у нас через 7 км, а должны быть через каждые полкилометра", - заметил эксперт.

По мнению М.Блинкина улучшение конфигурации существующей дорожной сети является альтернативой "недешевому и небыстрому" строительству новых дорог.

А.Шумский обратил внимание, что при строительстве новых авторазвязок проблемы нередко возникают и в координации действий между строителями, ЖКХ и транспортниками. "Сложность в согласовании и во взаимодействии между организациями. Труднее всего со строителями, которые проектируют и строят дороги там и так, как им кажется правильным. Так, в 2007г. была совершенно глупая ошибка допущена при строительстве развязки на пересечении Варшавского шоссе и Новобутовской улицы. В итоге раньше там пробок не было, а теперь есть", - отмечает А.Шумский.

Если за границей "пробочная" проблема решается благодаря взвешенным техническим и социальным решениям, то в России даже строительство дорог, по мнению руководителя центра борьбы с пробками, заканчивается политикой.